проекта веет большой задушевностью и ли-
ричностью».
Учеба в Академии художеств затянулась
из-за прекращения занятий. Два курса Алек-
сандру Михайловичу пришлось проучиться
в Институте гражданских инженеров. В 1923
году он снова возвратился в Академию худо-
жеств и, учась в ней, работал, как и многие
другие студенты, в Ленинградском торговом
порту грузчиком. В это время ему удалось
поступить на работу в качестве десятника
в контору «Гидроработ» порта, где он осу-
ществлял руководство работами по граж-
данскому строительству. В 1923–1924 годах
Александр Михайлович по собственному
проекту построил административное здание
на территории порта. Когда занятия в Акаде-
мии художеств возобновились, он некоторое
время совмещал учебу в двух вузах.
В 1925 году Соколов участвовал в строи-
тельстве больницы им. Мечникова, работал
чертежником, в 1926 году – уже помощни-
ком архитектора на строительстве фабрики
«Красное знамя». Так, совмещая (в летнее
время) учебу и строительство, Александр
Михайлович в 1927 году окончил с отли-
чием архитектурный факультет Академии
художеств. В его дипломе сказано, что он в
1923 году поступил и в 1927 году окончил
Ленинградский высший художественно-
технический институт по курсу архи-
тектурного факультета, в июле 1927 года
«подвергся испытаниям в Государственной
квалификационной комиссии и защитил
дипломную работу «Мавзолей – памятник
деятелям революции». Проект следует от-
метить как особо выдающийся. А.М. Со-
колову
присваивается
квалификация
«архитектор-художник».
Еще до окончания Академии художеств
Александр Михайлович в течение двух лет
работал в качестве районного архитектора
Петроградского района Ленинграда.
Годы, насыщенные учебой, привнесли
в его характер внутреннюю дисциплину,
стремление ценить каждого человека и уме-
ние искренне дружить. В его отношениях с
людьми никогда не было прагматическо-
го подтекста. Близкая дружба всю жизнь
связывала Александра Соколова с архи-
текторами В.Ф. Твелькмейером и Е.И. Ка-
тониным, художником Константином Руда-
ковым. Последний оказал большое влияние
на взгляды Александра Михайловича и
своими фортепианными импровизациями
вдохновил его на проектирование в 1939
году ныне существующих кресел самого
крупного колонного зала Петербурга пер-
вой половины XIX столетия – Большого
зала Филармонии (бывшего Дворянского
собрания). Созданная Соколовым белая те-
атральная мебель, удачно найденные клас-
сические формы прекрасно гармонируют с
мраморной коринфской колоннадой и ши-
рокими арочными проемами.
Заботливый учитель
Курс «Введение в архитектурное проек-
тирование» Александр Михайлович начал
читать в ЛИСИ (ныне СПбГАСУ) в 1943
году. Своими содержательными и увлека-
тельными лекциями Соколов прививал сту-
дентам вкус к профессиональной культуре.
Он в деталях знал основы классического
проектирования. Елена Николаевна Лукья-
нова, кандидат архитектуры, была его уче-
ницей с 1945 по 1948 год и 20 лет коллегой
на кафедре истории и теории архитектуры
Наземный вестибюль станции метро
«Технологический институт».
1950–1952 гг. Бумага, тушь, карандаш, акварель.
ГМИ СПб. Инв. № 1-Б-79999-ч
Станция метро «Технологический институт-1»
Авторы проекта архитектурного оформления станции «Технологический институт-1» А.К. Андреев (справа) и А.М. Соколов
осматривают макет станции в натуральную величину. 1954 г.. Фотография из архива семьи А.С. Гецкина
103