на работу в архитектурный отдел «Ленме-
тропроекта».
При проектировании станций метро
Соколов стремился к образности, един-
ству пространственных систем, общности
с окружающей средой. В соавторстве с
Александром Кузьмичом Андреевым им
был выполнен проект одной из первых
станций и вестибюля метро «Технологи-
ческий институт-1» в Ленинграде, осу-
ществленный в 1955 году. На оформление
станции, решенной с использованием
мотивов ордерной архитектуры, повлия-
ло близкое соседство здания самого Тех-
нологического института, получившего
неоренессансный облик в процессе его
перестройки в конце 1890-х годов архи-
тектором А.П. Максимовым. На станции
«Технологический институт» впервые в
мировой практике с момента открытия
метро в Лондоне в 1863 году для удобства
пассажиров проектировщиками было
введено новшество, которое заключалось
в пересадке с первой линии на вторую
на той же платформе, лишь на другой ее
стороне, исключая коридоры и эскалато-
ры со спусками и подъемами. В 1958 году
совместный проект Соколова и Андреева
получил Гран-при на знаменитой Всемир-
ной выставке в Брюсселе.
«Многим, вероятно, памятны первые
дни пуска метро в нашем городе. Об этом
событии ленинградцы говорили на службе и
дома, в приятельских беседах по телефону
и при встречах на улице. Возле станций ме-
трополитена выстраивались очереди. Кого
только не было в этих вереницах людей!
Даже старики, давно не переступавшие
пределов своего двора, отважно пускались
в подземное путешествие. Теперь эти дни
прошли. Удобный, быстрый, безотказно
действующий вид транспорта стал неот-
ъемлемой частью города. В метро ездят на
работу и в гости, к вокзалам и в магазины…
Первая очередь Ленинградского метрополи-
тена имени В.И. Ленина завершена. Прой-
дет небольшой срок, и подземная трасса
протянется дальше. Она пересечет Неву,
свяжет последний из пяти ленинградских
вокзалов Финляндский с центром города.
Сейчас творческая мысль зодчих направ-
лена на то, чтобы построить красивые,
благородные по архитектурным формам
сооружения с наиболее экономичными ре-
шениями…»
(Из статьи А.М. Соколова «Путеше-
ствие под землей»)
Почти все из работавших в «Ленме-
тропроекте» в первые десять лет прошли
тяжкие и скорбные дни Отечественной
войны, многие защищали наш город, от-
стояли его в 900-дневной блокаде. Это
было поколение победителей, которое с
огромным энтузиазмом в послевоенные
годы работало во имя мирного светлого
будущего.
Сегодня почти всех сотрудников, о ко-
торых можно сказать «они были первы-
ми», нет в живых. Но то, что создано их
трудом, талантом, порой неимоверным
напряжением всех сил, и сегодня служит
нам, прошедшим им на смену. Все остает-
ся людям!
Станция метро «Площадь Восстания»
109