70 let pobedy - page 107

Станция метро «Кировский завод»
окон (в соавторстве с В.Ф. Твелькмейером
и И.И. Фоминым). В 1933 году Александра
Михайловича пригласили для проекти-
рования огромного комплекса Института
экспериментальной медицины (ВИЭМ) в
Москве. В проекте разрабатывалась идея
масштабного сооружения, в композиции ко-
торого акцент сделан на контрасте массив-
ного объема, имеющего равномерную сетку
проемов с обрамлением, чуть заглубленных
по отношению к плоскости стены, и аркад
или колоннад первых этажей.
В 1935 году Соколов принял участие в
разработке первых наземных вестибюлей мо-
сковского метро. Из исполненных трех про-
ектов один – «Библиотека Ленина» – был в
том же году осуществлен в натуре. Архитек-
тор был награжден почетным знаком Моссо-
вета «За строительство первой очереди Мо-
сковского метрополитена». Так состоялось
его знакомство с метростроительством, этим
«детищем больших городов», с которым впо-
следствии он надолго свяжет свою профес-
сиональную деятельность.
С 1935 по 1937 год он работал в инсти-
туте «Роскинопроект» старшим архитек-
тором, далее была должность заместителя
руководителя
проектно-планировочной
мастерской в институте «Гипрогор».
Военное время
С сентября 1939 по май 1940 года Соко-
лов участвовал в Финской кампании, затем
освобождал Бессарабию. В сентябре 1940
года был демобилизован и поступил на ра-
боту заведующим курсами повышения ква-
лификации архитекторов при Ленинград-
ском отделении Союза архитекторов СССР.
Одновременно работал старшим научным
сотрудником Павловского дворца-музея,
руководил
архитектурными
обмерами
парковых сооружений. Обмерные работы
включали в себя подготовительные черно-
вые зарисовки, выполненные «от руки»,
так называемые кроки. В 1939 и 1940 го-
дах Соколов сделал обмеры всех парковых
сооружений, даже полуразрушенных. Эти
чертежи до сих пор хранятся в фондах ГМЗ
«Павловск». После начала Великой Отече-
ственной войны эти работы были продол-
жены, но уже по консервации и эвакуации
экспонатов и сокровищ дворца-музея.
Угроза повреждения или уничтожения
архитектурных и скульптурных памятни-
ков вызвала необходимость срочного про-
ведения их обмеров, организовать которые
Ленгорисполком поручил ГИОП в октябре
1941 года. К этой деятельности было при-
влечено более 100 архитекторов, студен-
Станция метро «Автово»
105
1...,97,98,99,100,101,102,103,104,105,106 108,109,110,111,112,113,114,115,116
Powered by FlippingBook