град по воздуху. При воздушных перевозках
использовались самолеты ПС-84 (с 1942 г. –
ЛИ-2), которые могли перевозить от 120 до
200 т в сутки – это было мало. С 30 августа
1941 года начался водный путь, который су-
ществовал до ноября 1941 года. И воздуш-
ный и водный способы соединения города с
остальной страной находились в ведении на-
чальника тыла Ленфронта Лагунова.
Разработка способов соединения города
со страной продолжилась по водной маги-
страли, шедшей через Ладожское озеро и
также подчинявшейся Лагунову. О том, как
все начиналось, он кратко рассказал в статье
«Сквозь блокаду», вышедшей в сборнике
«На Дороге жизни» уже после смерти гене-
рала
13
. Он говорил, что с падением Шлис-
сельбурга обстановка на Ленфронте стала
тяжелой и трасса через Ладожское озеро ста-
ла единственно возможной связью с Боль-
шой землей. Сначала создаваемая фронто-
вая магистраль находилась в распоряжении
нескольких организаций: Управления тыла
фронта, Управления Северо-Западного реч-
ного пароходства и Ладожской водной фло-
тилии, причем каждая организация подчи-
нялась своему начальнику и отвечала только
за свой участок работы. Необходимо было
соединить все нити управления в одних ру-
ках. В августе 1941 года под руководством
адмирала флота И.С. Исакова сплачивались
караваны судов и подбирались экипажи,
большего сделать было нельзя. Положение
было печальным, но с помощью военных
строителей заброшенные пристани Гости-
нополье, Новая Ладога, бухта Осиновец
стали преображаться. Первая фронтовая
навигация на Ладоге началась 12 сентября
1941 года, к этому времени в наличии было
5 озерных буксиров, 7 канонерских лодок,
несколько буксиров-«ижорцев», и это при
условии обычной штормовой погоды в это
время. За два с половиной месяца навигации
от штормов и бомбежек потеряли 45 барж и
6 самоходных судна. Буксиров не хватало,
темпы работы замедлялись.
Близилась зима, Военный советфронта по-
нимал, что скоро прорвать блокаду не удастся.
Путь через Ладогу давал возможность вывез-
ти из города людей, в городе накапливать про-
довольствие и боеприпасы. И это в условиях
постоянных артобстрелов и бомбежек! Воен-
ный совет возложил на тыл (следовательно,
в первую очередь на его руководство) ответ-
ственность за организацию, оборудование и
эксплуатацию трассы. Ф.Н. Лагунов никогда
не говорил «я», он всегда говорил «мы». И в
рассказе об организации Дороги жизни он
ограничивается констатацией фактов: создана
система управления подвозом, дополнитель-
ные перевалочные базы – до 22, сформирова-
ны 6 дорожных полков и мостовых батальо-
нов, автотранспортная бригада. Привлекли к
обслуживанию два автотранспортных завода,
санный гужевой полк, рабочие батальоны.
Удалось организовать защиту: зенитную ар-
тиллерию, истребительную авиацию, связь,
санитарную службу и многое другое.
После того как стало ясно, что привоз
продовольствия в город воздушным путем
недостаточен, а водный путь через Ладогу
уже наметился, начальник тыла подал Во-
енсовету фронта идею о дороге по льду. Он
побеседовал с местными рыбаками о возмож-
ности прокладывания зимников через озеро.
Рыбаки рассказали, что они ездят на лошадях
на восточный берег за сеном, но обычно не
раньше января, и то, если штормовой ветер
не взломает лед. О том, чтобы кто-нибудь
по льду Ладоги проехал на машине, рыбаки
никогда не слышали, да и вряд ли это воз-
можно. Обследовав местность и взвесив все
«за» и «против», 13 ноября 1941 года генерал
Ф.Н. Лагунов подписал Приказ по тылу Ле-
нинградского фронта №0164 об организации
строительства ледовой дороги по Ладожско-
му озеру мыс «Осиновец» – маяк Кареджи.
Именно эту трассу стали называть Дорогой
По данным отчета о проделанной работе в
навигацию с 24 мая по 3 декабря 1942 года
всего перевезено грузов – 1 006 680 т,
людей 755 665 чел., из них на восточный
берег – 502 990 чел. (передислокация –
93 364 чел., командированных – 22 999
чел., раненых – 40 733, эвакуированное
население – 423 066 чел., заключенных –
6 828 чел.). В Большой Российской энци-
клопедии указано, что общее количество
грузов, перевезенных в Ленинград по
Дороге жизни за весь период ее действия
составило свыше 1615 тыс. тонн; за это же
время из города было эвакуировано около
1376 тыс. чел.
В 1943 году штаб тыла расположился в
подвалах Инженерного замка, потом по
адресу: Караванная ул., д. 1. В 2011 году
на этом доме по инициативе И.П. Ново-
селова была установлена мемориальная
доска с надписью: «В этом доме в Вели-
кую Отечественную войну размещался
штаб тыла Ленинградского фронта под
руководством генералов Ф.Н. Лагунова,
П.И. Новоселова, Г.М. Савоненкова,
А.М. Шилова, реализовавших идею соз-
дания дороги по льду Ладожского озера.
По этой «Дороге жизни» из блокадного
города было вывезено более 500 тысяч
жителей и завезено около 2 миллионов
тонн продовольствия и ценных грузов».
100