70 let pobedy - page 93

1
Балтун П.К. Русский музей – эвакуация, блокада,
восстановление (из воспоминаний музейного работ-
ника). М., 1981. С. 25.
2
Там же. С. 26.
3
Поликарпова Г.А..Филиал ГРМ в Перми (Молотове)
1941–1945 // Страницы истории отечественно-
го искусства XVI–XX века. К 100-летию со дня
рождения Георгия Викторовича Смирнова. Вып. XIII.
СПб., 2007. C. 293.
4
Там же. С. 294.
5
Там же. С. 291.
6
Балтун П.К. Указ. соч. С. 47.
7
Поликарпова Г. А. Указ. соч. С. 296.
8
Алянский Ю. Рассказы о Русском музее. Л., 1988.
С. 22.
9
Балтун П.К. Указ. соч. С. 57–58.
10
Там же. С. 58.
11
Подвиг века: Художники, скульпторы, архитек-
торы, искусствоведы в годы Великой Отечествен-
ной войны и блокады Ленинграда. Воспоминания.
Дневники. Письма. Очерки. Литературные записи /
автор-сост. Н. Паперная. Л., 1969. С. 78.
12
Цит. по: П.К. Балтун. Указ. соч. С. 55.
13
Подвиг века. С. 77.
14
Никифоровская И.В. Художники осажденного
города. Л., 1985. С. 19.
15
Бахтияров Р.А. Живопись Ленинграда в период
блокады. СПб. : Астерион, 2015. С. 148–149.
Разумеется, обеспечение сохранности всех
полотен (тем более большеформатных), на-
ходившихся к началу войны в музейном со-
брании, в таких условиях потребовало бы
применения гораздо большего количества
усилий сотрудников, либо было бы просто
невозможным. Следует добавить, что после
каждого обстрела и бомбежки проводился
обход здания и прилегающей территории с
целью выявления повреждений. К сожале-
нию, избежать разрушений в музейном ком-
плексе не удалось. Так, в октябре 1942 года
на территорию двора в корпусе Бенуа упала
бомба весом в полтонны, которая разрушила
половину одноэтажного флигеля, в то время
как в одном из залов корпуса, где экспониро-
вались работысоветского времени, образова-
лась трещина шириной до полуметра, и про-
изошло оседание монументального портика.
Подобные повреждения фиксировались не
только в документах, но и в произведениях
изобразительного искусства. Еще весной
1942 года по заданию Управления по делам
искусств при Ленгорисполкоме художники
В.В. Милютина, А.В. Каплун, В.Н. Кучумов
и В.В. Пакулин «работали в Эрмитаже с це-
лью запечатлеть с натуры раны, нанесенные
музею бомбежками и обстрелами»
14
. А в ав-
густе 1943 году В. Кучумову было поручено
зафиксировать облик помещений Русского
музея. В своих работах Кучумов за счет до-
стоверного изображения ущерба, нанесен-
ного музею, «усиливает ощущение щемящей
боли и тревоги, вызванной видом совер-
шенно пустого зала, получившего во время
войны ясно различимый «шрам», восприни-
мающийся как символ прямой угрозы всему
бесценному культурному наследию»
15
.
Невзирая на сложные условия военно-
го времени, связанные с участившимися в
1943 году артиллерийскими обстрелами, в
последние месяцы блокады в Русском музее
возобновляются выставки. Так, в сентябре
в его залах были показаны работы классика
ленинградской графики В.М. Конашевича. А
уже после полного снятия блокады, соответ-
ственно в июле и сентябре-ноябре 1944 года
зрители могли ознакомиться с произведе-
ниями художников Ленинградского фронта
и пяти ленинградских мастеров (В.М. Ко-
нашевича, В.В. Пакулина, К.И. Рудакова,
А.Ф. Пахомова, А.А. Стрекавина). Как раз в
дни работы последней выставки, в октябре
1944 года из столицы был получен приказ
о реэвакуации художественных ценностей,
находившихся на тот момент в Соликамске
и Перми. Однако речь шла о возвращении
экспонатов только в музейные собрания
Москвы, тогда как в отношении Ленингра-
да принятие соответствующего постановле-
ния откладывалось. Это было вызвано в том
числе серьезными проблемами, связанными
с реставрацией залов Русского музея и ре-
монтом самого здания, которые в условиях
тех лет не могли быть решены сразу. В итоге
приказ о выезде в Ленинград П.К. Балтун
получил только в марте 1945 года. Именно
в это время, незадолго до победы, в Москве
были утверждены планы восстановления
музея и проведения реставрационных работ.
Наконец наступил долгожданный день
возвращения музейных экспонатов в их
родные стены. 14 октября 1945 года эшелон
с драгоценным грузом в сопровождении со-
трудников музея (Б.Н. Эмме, А.Н. Савинов,
Т.А. Дядьковская, К.Е. Костенко, М.Н. Ка-
менская, С.Г. Лобус, Ш.Б. Мамлеев) прибыл
в Ленинград. Впереди были еще семь меся-
цев восстановительных работ в дворцовых
помещениях, по завершении которых в на-
меченный срок – первую годовщину побе-
ды, 9 мая 1946 года для посетителей была от-
крыта экспозиция «Русское реалистическое
искусство XIX века», а впоследствии – и
другие разделы музея. В наши дни его посе-
тители, проходя по залам, даже не зная имен
тех, кто спасал уникальные сокровища оте-
чественной культуры в годы войны и блока-
ды, имеют возможность видеть результат
неустанной работы сотрудников музея. И,
конечно же, тех, кто оказывал им всемерную
помощь в уральских городах – далеких, но
оказавшихся столь близкими для одного из
ведущих художественных собраний мира.
На открытии Русского музея.
Главное здание. 1946 г. ГРМ
Ш к
о
л
а
91
«Снова открыт!».
1946 г. Фотограф Н.П. Янов
1...,83,84,85,86,87,88,89,90,91,92 94,95,96,97,98,99,100,101,102,103,...116
Powered by FlippingBook