70 let pobedy - page 103

жизни, официально в открытой переписке
по приказу начальника тыла она получила
название «Военно-автомобильная дорога
№101 (ВАД 101)»
14
. 19 ноября А.А. Жданов
вызвал Ф.Н. Лагунова, начальника 3-го от-
деления автомобильно-дорожного отдела
управления тыла фронта военного инженера
3-го ранга Б.В. Якубовского и начальника
автомобильно-дорожного отделения военно-
го инженера 1-го ранга В.Г. Монахова
15
. Они
доложили о ситуации, и в тот же день был
подписан приказ войскам Ленинградского
фронта «Об организации автотракторной до-
роги через Ладожское озеро»
16
.
Для прохождения транспорта была не-
обходима толщина льда не менее 200 мм, но
лед на озере долго не вставал; когда толщи-
на его достигла 180 мм, было решено начать
движение. Для проверки возможности про-
хода автотранспорта генерал Ф.Н. Лагунов
вместе с военным прокурором Д.И. Фуксом
и Б.В. Якубовским на легковой машине М-1
проехали весь путь с западного на восточ-
ный берег озера по прогибающемуся льду.
Ледовая трасса была открыта 22 ноября 1941
года, ленинградцы получили первые тонны
продуктов. Так был проложен самый ответ-
ственный ледовый участок военной дороги
№101
17
. Феофан Николаевич честно писал,
что, конечно, все шло не так, как хотелось бы.
Лед – хрупкий, пришлось доставлять грузы
на лошадях
18
, что оказалось малоэффектив-
ным. Машины быстро выходили из строя. Но
постепенно все входило в свою колею.
Единственная зимняя коммуникация не
оставалась постоянной, в зависимости от опе-
ративной обстановки трасса то удлинялась,
то укорачивалась, следовательно, надо было
все организовывать по-новому. Осложнило
ситуацию и взятие немцами Тихвина, что ис-
ключило возможность использования желез-
нодорожного участка Тихвин-Волховстрой. В
декабре 1941 года Красная Армия освободила
Тихвин, это позволило восстановить желез-
нодорожный участок Войбокало-Жихарево
и подвести ж/д линию непосредственно к
восточному берегу Ладожского озера. В это
время коммуникация проходила по железной
дороге от Ленинграда до станции Ладожское
озеро, затем по льду Ладоги автотранспортом
до станции Коса на восточном берегу и по же-
лезной дороге Коса-Войбокало-Волховстрой.
Закрыта трасса была 24 апреля 1942 года. Но
пока она действовала, в зимнее время прово-
дились работы по углублению и очищению
дна озера в районе бухт и пристаней. Постро-
ено 30 деревянных и 14 металлических барж,
118 тендеров, 2 металлических парома. Со
дна подняли много судов, отремонтировали
десятки барж и буксиров, создавали возмож-
ность подъезда к пристаням.
Контроль за трассой осуществляли Управ-
ление тыла,
Северо-Западное речное паро-
ходство
и
Ладожская водная флотилия
. К со-
жалению, слишком часто срабатывал личный
фактор, когда первый дозвонившийся непо-
средственно в Военсовет имел преимущество
перед остальными участниками возникшего
конфликта. Тогда начальнику тыла Ленфрон-
та Лагунову пришлось разработать новую схе-
му подчиненности. По его докладу Военный
совет 27 июня 1942 года изменил порядок ру-
ководства перевозками. Отныне все встало на
свои места. И уже в июле 1942 года ладожцы
смогли отправлять за сутки 7000 т грузов и вы-
возили из города до 10 000 чел. Далее работа
Дороги жизни только расширялась. С 12 сен-
тября 1941 года и до прорыва блокады 18 янва-
ря 1943 года эта водная и ледовая трасса стала
единственной дорогой, которая питала Ленин-
град, войска фронта и Краснознаменный Бал-
тийский флот
19
. С 10 ноября 1943 года пере-
возки всех пассажиров стали осуществляться
по железной дороге, эвакопункты на станциях
Борисова Грива и Кабона
20
были закрыты. До-
рога жизни утратила свою актуальность.
Во многом Дорога жизни обязана труду и
организаторским способностямФ.Н. Лагуно-
ва: самим фактом своего существования, сво-
ей работой, ролью в деле обороны города. На-
чальник тыла никогда не подчеркивал свою
роль в этом огромном деле, однако никогда не
оставлял дорогу и людей на ней трудившихся
без внимания.
От Феофана Николаевича в наследство
нам остался и конкретный памятник. Это
Румболовская гора – мемориал, заложен-
ный 7 мая 1965 года в честь 20-летия со дня
победы в Великой Отечественной войне и
сооруженный в 1967 году (уже после его
смерти) жителями Фрунзенского района Ле-
нинграда во Всеволожске у развилки дорог
на Ладожское озеро и Колтуши. Архитекто-
ры: П.Ф. Козлов и В.Н. Полухин. Огромные,
устремленные вверх листья дуба и лавра и
желудь – символы славы и непрерывности
жизни. У основания обелиска установлена
стела со стихами Ольги Берггольц. От Румбо-
ловской горы шла единственная сухопутная
дорога к Ладожскому озеру, используемая за-
щитниками Ленинграда, здесь проходил 10-й
километр дороги. Рядом с Румболовской го-
рой, во Всеволожске сходятся две дороги на
Ладогу, в военное время использовали обе,
1
В разных документах написание фамилии варьиру-
ется: Лагунов или Логунов.
2
Постановление Совнаркома СССР от 4 июня 1940
года №945.
3
Начальники Ленинградского фронта: генерал-
лейтенант М.М. Попов (27.08.1941–5.09.1941); маршал
К.Е. Ворошилов (5–14.09.1941); генерал армии Г.К. Жуков
(14.09–10.10.1941); генерал-майор И.И. Федюнинский
(10–26.10.1941); генерал-лейтенантМ.С. Хозин (октябрь
1941 – 8.06.1942) снят с должности; генерал-лейтенант
Л.А. Говоров (июнь 1942 – июль 1945).
4
ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 3. № записи: 10619654.
1942. За организацию перевозок – Дорога жизни.
5
ЦАМО.Ф.33.Оп.686046.Д.202.№записи:46991230.
1945 г. № записи: 446991471.
6
ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686046. Д. 40. № записи: 46679635.
1945.
7
ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686043. Д. 106. № записи:
18963442. 1944.
8
ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686046. Д. 202. 1945.
9
Генерал-майор Г.М. Савоненков – начальник управ-
ления продовольственного снабжения тыла фронта сме-
нил в январе 1944 года Ф.Н. Лагунова на посту началь-
ника тыла. Савоненков был заместителем А.А. Жданова
в Союзной контрольной комиссии по подписанию мира
(полукапитуляции) с Финляндией после Зимней войны в
Хельсинки.
10
Новоселов И.П. Хрупкий лед под ногами непреклон-
ных блокадников // Независимое военное обозрение. 2011.
25 ноября. URL:
_
blokadniki.html (дата обращения: 10.02. 2013).
11
Павлов Дмитрий Васильевич (1905–1991) –
генерал-лейтенант интендантской службы. В 1941–42
годах – уполномоченный ГКО по обеспечению продоволь-
ствием Ленинграда и Ленинградского фронта, в 1942–46
годах – начальник Управления снабжения Красной Армии,
в дальнейшем – министр пищевой промышленности, ми-
нистр торговли и т.д.
12
Павлов Д.В. Стойкость. М. : Политиздат, 1983. С.
118.
13
См.: Лагунов Ф.Н. Сквозь блокаду // На Дороге жиз-
ни : сборник / сост. П.Л. Богданов. Л. : Лениздат, 1975. С.
9–16.
14
Приказ по тылу Ленфронта за подписью генерал-
лейтенанта Ф.Н. Лагунова от 26 ноября 1941 г. №0188.
С 7 декабря 1941 года – ВАД 102.
15
Василий Георгиевич Монахов (1902–1960). 13.11–
7.12.1941 года Приказом от 13 ноября 1941 года № 0164
на него было возложено общее руководство по постройке
ледяной дороги. 7 декабря 1941 года начальником ВАД-
101 вместо В.Г. Монахова назначен капитан 2-го ранга
М.А. Нефедов (1899–1943). Погиб при бомбежке в бухте
Морье.
16
Приказ №00172 подписан Командующим войсками
Ленфронта генерал-лейтенантом М.С. Хозиным, членом
Военсовета фронта А.А. Ждановым и за начальника шта-
ба фронта генерал-майором А.В. Гвоздковым.
17
Кондратьев З.И. Дороги войны. М. : Воениздат,
1968. С. 149–150.
18
Было задействовано около 140 лошадей.
19
Лагунов Ф.Н. Сквозь блокаду // На Дороге жизни.
20
Постановление военного совета Ленфронта от 23
октября 1943 г №001789. ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 36. Д. 95.
Л. 39. Заверенная копия.
но основной была дорога от Ржевки до Рум-
боловской горы. На левой стороне дороги,
неподалеку от знака, отмечающего границы
Всеволожска, где находился Штаб тыла Ле-
нинградского фронта – собственно, ставка
тыла, установлен гранитный камень, надпись
на котором свидетельствует о том, что в этом
месте проходила Дорога жизни. По воспоми-
наниям ветеранов, этот первый памятный
знак был установлен по инициативе генерал-
лейтенанта Ф.Н. Лагунова, бывшего началь-
ника тыла Ленинградского фронта.
101
1...,93,94,95,96,97,98,99,100,101,102 104,105,106,107,108,109,110,111,112,113,...116
Powered by FlippingBook