Александр Михайлович Соколов про-
исходил из крестьянской семьи, корни ко-
торой уходят в деревню Леоново Тверской
области, откуда родом был его отец Михаил
ЯковлевичСоколов. Саша Соколов родился
4 ноября 1901 года в городе Тихвине Санкт-
Петербургской губернии, куда перед его
рождением переселилась семья отца. Этот
небольшой городок издавна славился иску-
сными мастерами-строителями, плотника-
ми, серебряниками, а также иконописцами,
которые создали
п р е в о с х о д н у ю
школу живописи.
Окончив в 1918
году реальное учи-
лище, Александр
Соколов переехал
из Тихвина в Пе-
троград.
Проработав два
года подручным
мастера-слесаря
на заводе «Про-
мет», в конце 1919 года он перешел на рабо-
ту в техническое бюро чертежником, одно-
временно готовясь к поступлению в высшее
учебное заведение. В 1920 году Александра
Соколова приняли в мастерскую профессо-
ра И.А. Фомина при Ленинградском выс-
шем художественно-техническом институ-
те (бывшей Академии художеств). Именно
в этом учебном заведении определялись
теоретические основы нового направления
архитектуры в период борьбы ленинград-
ских конструктивистов со сторонниками
неоклассицизма. Фомин стремился защи-
щать композиционные принципы класси-
ки, отстаивал систему индивидуальных
творческих мастерских, был противником
коллективного обучения. Профессор счи-
тал, что только характером можно образо-
вать характер творчества, обрести навык
делать что-то в совершенстве. В 1938 году в
память о своем учителе Александр Соколов
принял участие в конкурсе на проект па-
мятника на могиле И.А. Фомина. В одном
из отзывов на эту работу говорится, что «от
Поколение
победителей
Люди, которым посчастливилось быть
лично знакомыми с талантливым
советским архитектором Алек-
сандром Михайловичем Соколовым,
вспоминают его как человека необык-
новенно эрудированного, всесторонне
одаренного, требовательного к
себе и другим, но при этом весьма
скромного и деликатного. Одна из
интереснейших страниц творческой
биографии Александра Соколова свя-
зана с «Ленметропроектом» (с 1977
года НИПИИ «Ленметрогипротранс»),
главным архитектором которого он
проработал с 1950 по 1959 год.
1958 год. В Брюсселе проходит Всемир-
ная выставка и в кинотеатрах идет фильм
Михаила Калатозова «Летят журавли»,
только что удостоенный Золотой паль-
мовой ветви в Каннах. Павильон СССР
был признан одним из лучших и удостоен
высшей награды — Золотой звезды. Не-
смотря на грандиозные размеры (25 тыс.
м
2
) и классические формы, он смотрелся
легко и современно благодаря, прежде
всего, стеклу и алюминию, из которых был
построен. Выставка 1958 года проходи-
ла под девизом «Человек и прогресс».
Главной изюминкой советской экспозиции
были точные копии двух первых искус-
ственных спутников Земли. Интерес к ним
был такой, что в первые недели работы
ЭКСПО у павильона выстраивались
многочасовые очереди. Большой успех в
Брюсселе имела советская гражданская
авиация. Гран-при получил только что
вышедший на дальние трассы реактивный
ТУ-114, до 1965 года он был самым боль-
шим пассажирским самолетом в мире.
Обладателями Гран-при стали и авторы
проекта станции метро «Технологический
институт-1» − ленинградские архитекторы
А.К. Андреев и А.М. Соколов.
Издательство «Зодчий» благодарит коллектив Ленметрогипротранса и лично
генерального директора В.А. Маслака за помощь в подготовке данного материала
Станция метро «Автово». Мозаичное панно «Победа»,
художники В. А. Воронецкий и А. К. Соколов
102