70 let pobedy - page 89

зея, что, в свою очередь, дало возможность
начать подготовку к вывозу первоочеред-
ной части его коллекции. В этот же день в
Русском музее было проведено совещание,
после которого был составлен план его даль-
нейшей работы с распределением обязанно-
стей между сотрудниками научных отделов.
Предстояло в предельно сжатые сроки пере-
местить все экспонаты из зданий Михай-
ловского дворца и корпуса Бенуа, а также
из запасников в верхнем этаже и антресолях
здания, и, кроме того, укрыть ряд больших
скульптур на территории, прилегающей к
этим зданиям. Основным коллекциям был
присвоен статус «первой категории», подле-
жащей первоочередному вывозу в случае по-
лучения соответствующего приказа. Такое
распоряжение и в самом деле вскоре посту-
пило (для проведения эвакуации из Москвы
в музей был направлен председатель Совета
Народных Комиссаров РСФСР А.Г. Глина).
Стремительное продвижение вражеских
войск к Ленинграду в начале июля 1941 года
подтвердило обоснованность мер, предпри-
нятых руководством музея уже в первые
два дня войны. «О масштабах работы мож-
но судить по некоторым цифрам. Только
живописных произведений было снято со
стен, вынуто из рам, перемещено в новые
места хранения и подготовлено к эвакуа-
ции свыше семи с половиной тысяч».
1
Под
руководством опытных реставраторов кар-
тины снимались со стен, освобождались от
рам и подрамников и уже затем накатыва-
лись на специальные валы (многие из них
были подготовлены еще в мирное время, а
для огромных полотен они в оперативном
порядке изготовлялись в первую неделю
войны). «Все валы изготавливались из фа-
неры на деревянном каркасе. Поверхность
их, безукоризненно гладкая, без всяких не-
ровностей, обтягивалась еще искусствен-
ной замшей. Чтобы валы не касались пола,
они с торцов заканчивались деревянными
колесами. И вот на эту огромную катушку
накатывалось по нескольку картин. Меж-
ду ними прокладывалась плотная бумага,
кромки холстов по мере накатки сшивались
между собой. Места на полотнах, угрожаю-
щие осыпями, закреплялись и заклеивались
тонкой папиросной бумагой осетровым
клеем. Затем валы с картинами, тщательно
запеленутые сверху чистыми холстами, вка-
тывались в ящики <…> В ящиках валы на-
глухо закреплялись».
2
Приведенная цитата
из книги П.К. Балтуна, к которой нам еще
не раз предстоит обращаться, позволяет по-
нять, насколько трудоемким был процесс из-
готовления и использования подобных при-
способлений. Тот факт, что практически все
произведения добрались в глубокий тыл до
пункта назначения в целости и сохранности,
позволяет дать высочайшую оценку работе
музейных сотрудников, которую можно без
всяких оговорок назвать подвигом. Именно
из таких, пусть небольших, но столь значи-
мых в условиях того времени подвигов, и со-
стояла повседневная жизнь музея в первые
десять дней войны.
Отдельного
разговора
заслуживает
процесс транспортировки в тыл крупных
полотен. Подходившие по габаритам к
размещению в товарных вагонах, они упа-
ковывались в большие ящики, а меньшие
по размеру картины – в такие же плоские
ящики, но в большем количестве, при со-
блюдении всех необходимых условий транс-
портировки по железной дороге. В такие
Юбилейная выставка «Художники РСФСР за XV лет».
1932 г. ГРМ
87
Подготовка к эвакуации произведений искусства.
1941 г. ГРМ
Сотрудники Русского музея
под руководством заведующего отделом древнерусского искусства Ю.Н. Дмитриева ведут упаковку скульптуры. Зима 1941/42 г. ГРМ
1...,79,80,81,82,83,84,85,86,87,88 90,91,92,93,94,95,96,97,98,99,...116
Powered by FlippingBook