70 let pobedy - page 76

О работе Государственного
музея городской
скульптуры по
спасению произведений
монументального
искусства в годы Великой
Отечественной войны.
Город
спас
свои
сокровища…
Государственный музей городской скуль-
птуры – одно из немногих учреждений куль-
туры, а среди ленинградских музеев, может
быть, и единственное, для которого жизнь
блокадного города стала повседневной ра-
ботой. Прежде всего – по сохранению кол-
лекции произведений монументального ис-
кусства: памятников, мемориальных досок,
а также бесценного собрания мемориальной
пластики в старинных музейных некрополях
и усыпальницах.
Свое название и современные функции
Музей городской скульптуры получил не-
задолго до войны, согласно Постановлению
Президиума Ленгорисполкома от 14 июля
1939 года. Появление такого музея именно
в Ленинграде было обусловлено тем, что
Северная столица – город, где родилась
отечественная школа монументального ис-
кусства и были созданы первые в России
скульптурные монументы, начало которым
положил в 1782 году легендарный Медный
всадник. Обширная городская коллекция,
насчитывающая сотни произведений мо-
нументальной пластики, нуждалась в со-
хранении, укрытии, спасении. В мировой
практике аналогов задачам такого масштаба
и ответственности перед российской куль-
турой не было.
С началом войны сотрудникам музея, как
и специалистам по охране памятников – ар-
хитекторам, скульпторам, инженерам – ста-
ло ясно, что прославленные архитектурно-
скульптурные ансамбли, беззащитные перед
бомбежками и артобстрелами, станут мише-
нью для врага.
Решение Ленгорисполкома от 25 июня
1941 года № 162 с грифом «секретно» пред-
писывало провести первоочередные работы
по укрытию важнейших памятников города,
причем руководители организаций, привле-
ченных к этому, первоначально обязывались
«закончить все мероприятия в двухдневный
срок» [1], затем сроки были скорректирова-
ны, так как целый ряд монументов необхо-
димо было обезопасить сооружением специ-
альных защитных конструкций – кожухов,
насыпей из глины и песка. Многие произве-
дения были сняты с постаментов и укрыты в
специально вырытых котлованах.
В архиве музея сохранилась общая свод-
ка материалов, необходимых для укрытия
памятников, датированная тем же днем, 25
июня, и включающая объемы песка, бревен,
досок, гвоздей, толи, глины, тавота, оберточ-
ной бумаги, технического вазелина, мешко-
вины, веревок и т. п. Имеются накладные на
получение материалов. Следует отметить,
что довоенный учет материалов на складах,
базах, в магазинах был безукоризненный:
соответствующие инстанции в городе точ-
но знали, где имеются излишки материалов,
которые могут быть получены Музеем город-
ской скульптуры для укрытия памятников,
согласно той или иной калькуляции.
Для выполнения защитных работ привле-
кались специальные строительные учрежде-
ния и военнослужащие, но вскоре основная
масса работающих по укрытию памятников
стала женской. Мужчины уходили на фронт.
Быстро наступала осень. В 1941 году она
была ранняя и холодная. Первоочередные ра-
боты предполагалось закончить к годовщине
Революции – 7 ноября. Музею приходилось не
только решать технические задачи, связанные с
укрытием памятников, но и принимать на кон-
курсной основе проекты, макеты укрытий, при
составлении которых учитывались размер па-
мятника и его конструктивные особенности.
Скульптурный символ нашего города –
созданный Э. Фальконе памятник Петру Ве-
ликому на площади Декабристов (Медный
всадник) – подлежал укрытию в первую оче-
редь. Предполагалось «оградить памятник
Н.Н. Ефремова,
заместитель директора
по научной работе,
Государственный музей
городской скульптуры
74
1...,66,67,68,69,70,71,72,73,74,75 77,78,79,80,81,82,83,84,85,86,...116
Powered by FlippingBook