пирамидой из мешков с землею кольцевыми
рядами, уступами, с заполнением промежут-
ков глиной» [2]. По документам музейного
архива, фиксирующим выполнение тех или
иных работ, можно установить, что только
подвозка и разгрузка песка продолжалась
несколько дней. Были устроены подмости,
велась разгрузка песка с баржи, стоявшей
у набережной Рошаля (Адмиралтейской),
транспортировка на расстояние до 60 м до
памятника. Как отмечено в документе, песок
был «увлажненный морской» [3], что в даль-
нейшем привело к появлению пятен окиси
меди на бронзе. Полностью работы по укры-
тию были закончены к наступлению первой
блокадной зимы. Рядом с Медным всадником
в годы войны находилась зенитная батарея,
огонь которой препятствовал прямому попа-
данию авиабомб при целенаправленных ата-
ках немецкой авиации. У памятника выстав-
лялся военизированный охранный пост.
Вскоре после того, как в апреле 1945 года
было принято решение о снятии защитных
сооружений, начались работы и по Медному
всаднику. Перечень работ включал в себя раз-
борку обшивки защитного слоя, состояще-
го из двух отдельных футляров. Надо было
срыть слежавшийся грунт с пьедестала и
разровнять его на месте, привести в порядок
скульптуру и постамент, очистить от песка,
промыть. Трудно представить, какое количе-
ство песка, земли и глины пришлось вывезти
при разборке защитного сооружения! Только
к 1946 году памятник был полностью рас-
крыт. Следует обратить внимание на то, что
по заказу музея ленинградские художники
выполняли рисунки, фиксирующие укрытие
памятников, а затем и процесс снятия защит-
ных сооружений. Коллекция таких рисунков
И.С. Астапова, А.К. Барутчева и других со-
хранилась в фондах музея как бесценный до-
кумент военного времени.
Одновременно с Медным всадником про-
исходило укрытие двух других конных мону-
ментов: Николаю I на Исаакиевской площа-
ди и Петру I у Михайловского замка.
Памятник Николаю I –
один из шедевров русского
и европейского искусства
XIX века, созданный по про-
екту О. Монферрана при уча-
стии скульптора П.К. Клод-
та, изваявшего уникальную
конную группу на двух точках
опоры. Укрытие этого памятни-
ка представляло значительные
технические сложности. Для
укрытия конной статуи на вы-
соком ступенчатом постаменте,
украшенном рельефами и круглой скульпту-
рой, был разработан специальный проект.
Он предусматривал установку деревянных
стоек-противовесов. В качестве основного
укрывающего материала использовались
особые стеганые маты, наполненные песком
и «прошитые» проволокой. Такие маты более
Снятие конных групп Аничкова моста в 1941 г.
Фото № 10401 из архива ГМГС
Работы по сооружению защитного укрытия на памятнике Петру I, 1941 г.
Фото № 10843 из архива ГМГС
75
Памятник Петру I в укрытии, 1942 г.
Фото № 10849
из архива ГМГС