70 let pobedy - page 64

Ш к
о
л
а
62
А.Н. Гузанов,
заместитель директора по хранению
и учету музейных предметов
Накануне Великой Отечественной
войны Павловск жил мирными за-
ботами – проводились экскурсии
и лекции, планировалось начало
реставрации некоторых парковых
сооружений, готовились новые
художественно-исторические вы-
ставки из музейных фондов. Втор-
жение немецко-фашистских войск на
территорию СССР открыло новые,
полные трагизма страницы истории
дворцово-паркового ансамбля.
Эвакуация. Освобождение.
Начало восстановительных работ
Павловский дворец-музей
в 1941–1944 годах
Медлить было нельзя
В тот же воскресный день 22 июня 1941
года, сразу после правительственного со-
общения о вероломном нападении фа-
шистской Германии на Советский Союз
развернулась эвакуация художественных
сокровищ страны.
Дирекцией Павловского дворца-музея
были оперативно решены все организацион-
ные вопросы, и 23 июня началась упаковка
музейных предметов. Из парковых павильо-
нов, где на летний период были развернуты
и уже открыты для посетителей музейные
экспозиции, в срочном порядке были пере-
везены во дворец все находившиеся там
музейные предметы. Отбор предметов, их
упаковка, транспортировка и консервация
на местах проводились немногочисленной
группой сотрудников музея под руковод-
ством директора И.К. Микрюкова и главно-
го хранителя музея Ф.Н. Выходцева.
Эвакуация проводилась по мобилизаци-
онному плану, составленному в довоенное
время. Однако по этому плану, утверж-
денному в 1936 году, из всех пригородных
дворцов-музеев планировалось эвакуиро-
вать лишь 4871 музейный предмет из обще-
го числа 180 тыс. Для 1200 предметов и
были заготовлены ящики и упаковка. Ди-
рекция музея оперативно решала вопросы,
связанные с недостатком ящиков и упако-
вочных материалов.
Еще до начала войны для каждой группы
музейных предметов были разработаны свои
специфические условия и правила упаков-
ки, обеспечивавшие их полную сохранность.
Живописные произведения небольшого
размера размещались в ящиках лицевой сто-
роной друг к другу. Полотна крупного раз-
мера накатывались на специальные валы.
Фонари, люстры, жирандоли сначала де-
монтировались; хрустальные подвески и ме-
таллические части упаковывались отдельно.
Особенно сложной проблемой стала эвакуа-
ция музейной мебели, занимавшей большие
объемы. Крупноформатные предметы, такие,
как стол из Библиотеки Павла I, исполнен-
ный по рисунку В. Бренны в петербургских
мастерских Г. Гамбса, занял в разобранном
виде целых три ящика. Многопредметные
гарнитуры мебели вывозились частично –
мебель Греческого зала, выполненную по
рисункам А. Воронихина, эвакуировали в
образцах: один диван из четырех и четыре
кресла из 22. Со всех остальных оставших-
ся предметов этого гарнитура были сняты
и эвакуированыуникальные обивки работы
французской мануфактуры Бове
1
.
Эвакуация
К 5 июля 1941 года была упакована 1-я
очередь, включавшая 655 уникальных про-
изведений декоративно-прикладного искус-
ства иживописи: Севрский туалет, умываль-
ный прибор Императорского стеклянного
завода и туалетный сервиз Императорского
фарфорового завода, выполненные по ри-
сункам А. Воронихина для Марии Федо-
ровны, и другие фарфоровые предметы рус-
ского и западноевропейского производства,
шпалеры и гобелены, предметы бронзы, жи-
вописные произведения, в том числе работы
Картинная галерея.
Фотография до 1941 г.
1...,54,55,56,57,58,59,60,61,62,63 65,66,67,68,69,70,71,72,73,74,...116
Powered by FlippingBook