Page 9 - Зодчий_1(74)_2020 постранично
P. 9
Карта оборонительных рубежей вокруг Ленинграда, в сооружении которых на следие
участвовал личный состав училища
профессор Л.В. Канторович, академик
Б.Г. Галеркин, член-корреспондент АН
СССР профессор Н.Н. Лукницкий, член-
корреспондент Академии строительства
и архитектуры профессор Б.Д. Васи-
льев, член-корреспондент АН СССР
профессор Н.А. Цытович, профессора
Н.Н. Маслов, Н.Н. Аистов, С.А. Шусти-
ков, К.В. Сахновский, Д.Н. Бабушкин,
Н.Н. Степанов, Э.А. Бари, И.П. Алексан-
дрин. Военные качества, элементы стро-
евой подготовки бывшими студентами
быстро достигались благодаря офицерам
Военно-Морской академии, Военно-ин-
женерной академии имени В.В. Куйбы-
шева. Кафедру военно-морского дела
возглавлял контр-адмирал В.Ю. Рыбал-
товский, кафедру фортификации – из-
вестный ученый, генерал Н.И. Унгерман.
В июне 1940 г. контр-адмирал Н.П. Ду-
бровин был назначен заместителем ко-
мандующего – начальником тыла Се-
верного флота. Начальником ВВМИСУ
в сентябре 1940 г. стал полковник-инже-
нер С.К. Михайлов, служивший до этого
в строительном управлении Балтфлота.
Первый выпуск военных инженеров –
бывших студентов ЛИИПС – состоялся
накануне войны – 7 апреля 1941 г. Боль-
шая часть выпускников получила на-
значения в инженерные отделы флотов.
В связи с набором курсантов на электро-
механический факультет 10 июня 1941 г.
приказом НК ВМФ училище было пере-
именовано в Высшее инженерно-техни-
позиции флота перед Великой Отече- учебного заведения 1-го разряда со сро- ческое училище ВМФ (ВИТУ ВМФ).
ственной войной, но и ускорить создание ком обучения 5 лет и 8 месяцев. Началь-
системы подготовки военных специали- ником училища был назначен военный На строительстве
стов не только для флота. Нарком ВМФ инженер 1-го ранга Н.П. Дубровин. До
стал инициатором открытия 10 морских этого он служил в Военно-морской ака- оборонительных рубежей
училищ и морских спецшкол, впослед- демии заместителем начальника по ма- В июне 1941-го, после объявления
ствии нахимовских училищ, несколь- териально-техническому обеспечению вой ны многие курсанты, командиры
ких высших военно-морских учебных и строительству. и преподаватели училища подали рапор-
заведений. За эти заслуги при введении В короткие сроки руководству учи- ты с просьбой направить их на фронт.
в СССР генеральских и адмиральских лища предстояло переориентировать Командование, партийные и комсомоль-
званий Кузнецову в июне 1940 г. было гражданский вуз на подготовку воен- ские организации понимали и одобряли
присвоено звание адмирала. ных инженеров, создать учебные планы патриотический подъем. Но пришлось
И уже 22 июня 1939 года нарком ВМФ и программы, утвердить их во Всесоюз- объяснить курсантам: война потребует
подписал приказ № 301, в котором ука- ном комитете по высшей школе. Кроме квалифицированных офицерских кадров
зывалось: «На основании постановления того, сформировать материально-тех- и подготовка военных инженеров – по-
Совета Народных Комиссаров Союза ническую базу нового училища, обмун- прежнему главная задача училища.
СССР № 148 от 10 июня 1939 г. органи- дировать курсантов, наладить питание, Тем не менее личный состав учили-
зовать на базе Ленинградского института дать им начальную военную подготовку, ща не оставался в стороне и с первых
инженеров промышленного строитель- научить новобранцев ходить в строю, дней войны был на передовых рубежах.
ства (ЛИИПС) Высшее военно-морское владеть оружием – ведь курсантами ста- Преподаватели и курсанты участвова-
инженерно-строительное училище РК ли студенты ЛИИПС. Одновременно ли в решении одной из главных задач
ВМФ». Приказом определялось: учили- с обучением им приходилось заниматься начального периода войны: возведении
ще создается для подготовки военных реконструкцией казарменных помеще- оборонительных сооружений на подсту-
инженеров для строительства военно- ний и ремонтом учебных корпусов. пах к Ленинграду. Уже на седьмой день
морских баз, береговых фортификаци- Кафедры ЛИИПС, кроме архитек- войны, 28 июня 1941 г. группа препо-
онных сооружений и различных необо- турных, перешли в училище почти давателей-военнослужащих, состоящая
ронительных объектов. Училищу были в полном составе. Преподавателями во- в основном из адъюнктов, выехала на
присвоены права высшего технического енного вуза стали известные ученые: строительство.
5