Page 41 - Зодчий 4 2023 постранично
P. 41

на следие


             С  1923  г.  развитие  комплекса  связа­
           но  с  историей  отечественного  кинопро­
           изводства.  25  декабря  1923  г.  бывший
           театрально­ресторанный  комплекс  «Ак­
           вариум»  передали  для  организации  ки­
           нопроизводственного  городка;  1  января
           1925  г.  кинофабрика  окончательно  туда
           переехала. 4 января 1936 г. ГУКФ издало
           приказ  о  переименовании  всех  кинофа­
           брик в киностудии; с этого времени она
           получила наименование: Ленинградская
           киностудия «Ленфильм».
             Все корпуса бывшего владения Алек­
           сандрова  в  середине  –  конце  1920­х  гг.
           приспособили  для  функционирования
           съемочного  городка.  В  зданиях  театра,
           ресторана  и  рынка  организовали  съе­
           мочные павильоны; в доме по Каменно­
           островскому  проспекту,  10,  разместили   14
           администрацию  и  творческие  мастер­  Главное  здание  киностудии  «Лен­  угольным фронтоном парадного входа на
           ские; в доме по Каменноостровскому про­  фильм»  построено  по  проекту  1952  г.   северном фасаде (ил. 15).
           спекту, 12, – вспомогательные и служеб­  архитектора Г.К. Петрова. Строительные   На  протяжении  второй  половины
           ные  отделы  киностудии.  Облик  зданий   работы  в  здании  завершились  в  1956  г.   ХХ в.  корпус  подвергался  перестройке:
           при  этом  не  изменялся,  значительных   (ил. 13).                      к южному и западному фасадам пристро­
           искажений  во  внутреннем  планировоч­  Здание  четырехэтажное,  прямоуголь­  ены  утилитарные  объемы  и  торец  глав­
           ном решении не произошло.           ное  в  плане,  с  массивным  входным  пор­  ного  здания  киностудии;  утрачен  шту­
             В 1935 г. состоялся конкурс на разра­  тиком коринфского ордера на всю высоту   катурный  и  лепной  декор  оформления
           ботку  проекта  реконструкции  киносту­  дома, решено в формах советской неоклас­  интерьеров.
           дии  в  связи  с  ее  расширением.  Проек­  сики. Портик главного входа стал своеоб­  Однако  сохранилось  много  ценных
           тировались  разнообразные,  в  том  числе   разной визитной карточкой киностудии.  элементов, определяющих исторический
           лицевые, корпуса, решенные в стилисти­  Главный  вход  в  здание  киностудии   облик  и  внутреннюю  систему  здания:
           ке позднего конструктивизма.        организован с восточного фасада; за ним   архитектурно­художественное  решение
             Проект  реализовался  не  полностью.   находится богато декорированный в ха­  главного  северного  фасада  в  характере
           Наиболее  значительное  преобразование   рактере  советской  неоклассики  парад­  неоклассицизма  (ил. 15);  исторические
           в соответствии с этим проектом – стро­  ный вестибюль (ил. 14).          габариты и конфигурация крыши корпу­
           ительство каменного корпуса со съемоч­  Главный  элемент  внутреннего  объ­  са,  ее  конструктивная  структура  (боль­
           ным  павильоном  на  бывшей  торговой   емно­планировочного  решения  корпу­  шепролетные  металлические  фермы,
           площади,  перед  восточным  фасадом   са  –  съемочный  павильон.  Он  занимает   опирающиеся  на  капитальные  стены);
           главного здания рынка (со сносом желез­  основную  часть  здания  в  уровне  всех   четырехгранный  фигурный  купол  над
           ного крытого навеса). Вероятно, он был   этажей  и  возвышается  над  остальным   угловой  северо­восточной  частью  кры­
           построен перед войной, в конце 1930­х –   объемом глухими стенами. Вокруг пави­  ши; внутреннее планировочное решение
           начале 1940­х гг. Новый корпус (Камен­  льона с юга, востока и запада располага­  корпуса с его первоначальной двухсвет­
           ноостровский пр., 10, литера Б) исказил   ются служебные помещения; с северной   ной  структурой  и  галереей  на  круглых
           решение  бывшей  рыночной  площади  и   стороны он отделен от бывшего театраль­  опорных столбах (ил. 18, 19).
           восприятие восточного фасада его глав­  ного зала узким коридором.
           ного здания со стороны Каменноостров­  В  конце  1950­х  –  начале  1960­х  гг.,
           ского проспекта.                    после  постройки  главного  здания  ки­  Корпус ресторана
             После  Великой  Отечественной  вой­  ностудии,  сформировалось  существу­  Прямоугольное  в  плане  двухэтажное
           ны  развитие  комплекса  продолжилось.   ющее  решение  озеленения  перед  ним.   здание; торцевыми фасадами примыкает
           В  1946–1956  гг.  ленинградский  филиал   Центрально­симметричная  композиция   к корпусу театра и лицевому дому № 10
           «Гипрокино»  разработал  и  осуществил   сквера  функционально  ориентирована   по Каменноостровскому проспекту.
           проект  перестройки  киностудии.  В  этот   на вход в здание.              Корпус  в  значительной  степени  со­
           период выполнена реконструкция пави­                                     хранил первоначальный облик: объемно­
           льонов № 1 и 4 (корпуса бывших театра   Современное состояние комплекса  пространственное решение, конструкцию
           и  ресторана),  павильона  №  5  (корпус                                 скатной  крыши  (металлические  тре­
           бывшего  рынка);  разработаны  проекты   При  приспособлении  построек  для   угольные фермы, опирающиеся на метал­
           постройки главного здания киностудии с   нужд киностудии и за период ее функци­  лические  колонны),  архитектурно­худо­
           павильоном № 2, производственно­деко­  онирования  были  сохранены  основные   жественное решение фасадов в характере
           рационного корпуса № 7 (Кронверкская   ценностные характеристики корпусов.  эклектики  с  использованием  элементов
           ул., 5); произведено благоустройство тер­                                неоклассицизма.  Основой  внутреннего
           ритории сада, в том числе разборка ряда   Корпус театра                  объема корпуса служит двухсветный зал
           металлических  конструктивных  соору­  Прямоугольное  в  плане  одноэтажное   с расположенными по периметру круглы­
           жений.                              здание  с  ризалитом,  завершенным  тре­  ми опорными столбами.


                                                                                                                  39
   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46