Page 48 - Зодчий 4 2023 постранично
P. 48

Копия портрета Евгении Леонидовны
          Копия анкетного листа Евдокии Игнатьевны Лединкиной.                    Туровой. Автор портрета – М.С. Давидсон.
          Фрагмент экспозиции. Фотография 2023 г.                                 Фрагмент экспозиции. Фотография 2023 г.

































          собора были переоборудованы под вы-  и работавших в блокадные годы в Иса-  день  использовался  музейщиками  для
          ставочное  пространство.  Экспозиция   акиевском соборе. Среди них – выдаю-  просушивания и проветривания много-
          была  построена  как  система  сообщаю-  щиеся музейные сотрудники, хранители   численных  экспонатов  (всего  в  собор
          щихся  между  собой  помещений,  смыс-  и  созидатели,  горячо  любые  уже  не-  успели  эвакуировать  около  120  тыс.
          ловым центром которой стала ось под-  сколькими поколениями ленинградцев-  предметов).  Бесценные  сокровища,  из-
          вального коридора.                  петербуржцев, – Серафима Николаевна   влекаемые из сырых ящиков, «дышали»
            Оригинальные  экспозиционные  ре-  Балаева, Анна Ивановна Зеленова и Ев-  долгожданным свежим воздухом. Кроме
          шения  –  витрины  в  виде  деревянных   гения Леонидовна Турова.       того,  необходимо  было  сверять  содер-
          ящиков для перевозки и хранения эва-  «В 10 часов утра я вошла в Исааки-  жание  каждого  ящика  с  имеющимися
          куированных  экспонатов,  инсталляция   евский собор, где начались мои 900 дней   описями.
                                                      1
          музейного  хранилища,  реконструкция   блокады» ,  –  позже  напишет  директор   Помимо беспрерывной деятельности,
          кабинета  главного  хранителя  –  позво-  Павловского  дворца-музея  Анна  Ива-  связанной с учетом и хранением экспо-
          ляют  мысленно  перенести  посетителей   новна  Зеленова,  пешком  преодолевшая   натов,  сотрудники  ОХМ  вели  научно-
          выставки  в  атмосферу  военного  време-  40-километровое   расстояние   между   исследовательскую и просветительскую
          ни,  что  способствует  более  глубокому   Павловском и Ленинградом в ночь с 16   работу. Сложно представить, что измож-
          погружению  и  эмоциональному  откли-  на 17 сентября 1941 г.           денные  руководители  дворцов-музеев
          ку, а главное, позволяет лучше усвоить   Сотрудники ОХМ с первых дней бло-  писали монографии и составляли планы
          массивный  объем  информации,  полу-  кады были переведены на казарменный   по  восстановлению  архитектурных  ше-
          чаемый в ходе экскурсии, что особенно   режим.  Поскольку  у  большинства  хра-  девров  Гатчины,  Павловска,  Петергофа
          важно при работе со школьниками. До-  нителей не было квартир в городе, ноче-  и Пушкина.
          стоверность  достигается  благодаря  де-  вать они оставались также в соборе, на   Глубокий эмоциональный отклик вы-
          монстрации вещей, ставших символами   деревянных  досках  (своеобразных  на-  зывает у посетителей выставки инфор-
          блокадного  времени:  печь-буржуйка,   рах),  установленных  в  подвальном  по-  мация  о  том,  что  в  первую  блокадную
          лампа-коптилка, радиорепродуктор (та-  мещении.                         зиму  вместе  со  взрослыми  в  подвале
          релка)...                             Холод,  сквозной  ветер  и  сырость –   Исаакиевского  собора  проживали  трое
            Важная особенность выставки заклю-  главные  враги  музейного  хранения –   ребят  4–6  лет:  дети  сотрудников  Пав-
          чается в том, что в витринах находятся   делали  и  без  того  тяжелую  работу   ловского дворца-музея Николая Викто-
          многочисленные  предметы  из  личных   хранителей  еще  более  тягостной  и  му-  ровича и Зои Андреевны Вейс – Генрих
          семейных  коллекций  нынешних  со-  чительной.  Конечно,  обеспечить  долж-  и  Маргарита,  а  также  сын  хранителя
          трудников  музея:  фотографии,  письма,   ные  условия  и  режим  хранения  тогда   музейных фондов пушкинских дворцов-
          рисунки,  ордена  и  медали.  Этим  под-  было невозможно. О реставрации и ду-  музеев Евгении Леонидовны Туровой –
          черкивается преемственность музейных   мать  не  приходилось.  Каждый  теплый   Алеша.
          поколений.  Важно  помнить,  что  блока-                                  Генрих Николаевич Вейс, родивший-
          да – это незаживающая рана всех ленин-  1  Цит. по: Снаряды рвутся в Павловске. Из воспоминаний   ся  14  октября  1935  г.,  и  сейчас  часто
          градцев-петербуржцев.               директора дворца-музея Анны Ивановны Зеленовой //   приходит в гости в музей и делится цен-
            Экскурсия  по  мемориальной  экс-  В сб.: Подвиг века. Художники, скульпторы, архитекторы,   ными воспоминаниями о подробностях
                                              искусствоведы в годы Великой Отечественной войны и
          позиции  начинается  у  гранитной  па-  блокады Ленинграда. Воспоминания. Дневники. Письма.   жизни  в  соборе  в  блокадное  время.  По
          мятной  доски,  на  которой  увековечены   Очерки. Литературные записи / Авт.-сост. Н.Н. Паперная.   свидетельству  Генриха  Николаевича,
          имена  более  ста  сотрудников,  живших   Л.: Лениздат, 1969. С. 25.    сотрудники  ОХМ  просили  детей  при


          46
   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53