Page 47 - Зодчий 4 2023 постранично
P. 47
Торжественное собрание сотрудников Объединенного хозяйства музеев накануне на следие
празднования 24-й годовщины Октябрьской революции. Фотография. 6 ноября 1941 г.
Экспонаты пригородных дворцов в Исаакиевском соборе. Рисунок неизвестного автора. 1948 г.
пул. Однако блокадное кольцо стреми-
тельно сжималось вокруг Ленинграда,
и дальнейшая эвакуация музейных со-
браний на восток страны становилась
невозможной. При этом десятки тысяч
оставшихся экспонатов было необходи-
мо спасти и во что бы то ни стало уберечь
от попадания в руки немецкой армии.
По распоряжению Ленгорсовета от
15 июля 1941 г. в Исаакиевском соборе
было создано Объединенное хозяйство
музеев (ОХМ), главной целью которого
стало сохранение музейных коллекций
на территории города. Под надежны-
ми сводами собора были укрыты сотни
ящиков с уникальными предметами из
фондов пригородных дворцов-музеев
Пушкина, Павловска, Петергофа, Гатчи-
ны и Ораниенбаума, экспонаты Музея Маскировка купола Исаакиевского собора. Акварель В. Кожевникова. 1950-е гг.
истории Ленинграда и Летнего дворца
Петра I, а также самого Исаакиевского
собора. К сентябрю 1941 г. просторный
зал собора представлял собой крупное
музейное хранилище. Сберечь эваку-
ированные ценности было поручено
группе музейных работников. Возглав-
ляла Объединенное хозяйство музеев
Евдокия Игнатьевна Лединкина, стар-
ший научный сотрудник Исаакиевского
собора, главным хранителем была на-
значена сотрудник Гатчинского дворца
Серафима Николаевна Балаева.
Современному посетителю музея
сложно представить, что торжественное
здание собора в годы блокады представ-
ляло собой мрачное, сырое и темное по-
мещение, внутри которого температура
редко поднималась выше 3–5 градусов тины, бронзу, мебель, фарфор, стекло, полу непросыхающие лужи. Так мощ-
тепла. Купола, замаскированные серой ткани и вышивки, медали и монеты, чер- ные стены Исаакия, оберегавшие произ-
масляной краской, и оконные проемы, тежи, акварели, гравюры, фотографии, ведения искусства, одновременно несли
заложенные кирпичом, придавали и без книги и журналы. Громадное неотапли- в себе и угрозу их гибели.
того суровому облику собора особенно ваемое здание собора зимой промерзало Для того чтобы реалистично пере-
угрюмый и безжизненный вид. насквозь, а к лету оттаивало, из-за чего дать атмосферу блокадного времени,
В соборе сохраняли всевозможные вода струйками стекала по стенам, сво- к январю 2004 г. часть коридора и не-
предметы из музейных коллекций: кар- дам и колоннам, образуя на каменном сколько помещений в подвальной части
45