Page 47 - Зодчий 4 2023 постранично
P. 47

Торжественное собрание сотрудников Объединенного хозяйства музеев накануне                   на следие
           празднования 24-й годовщины Октябрьской революции. Фотография. 6 ноября 1941 г.
























                                               Экспонаты пригородных дворцов в Исаакиевском соборе. Рисунок неизвестного автора. 1948 г.
           пул.  Однако  блокадное  кольцо  стреми-
           тельно  сжималось  вокруг  Ленинграда,
           и  дальнейшая  эвакуация  музейных  со-
           браний  на  восток  страны  становилась
           невозможной.  При  этом  десятки  тысяч
           оставшихся экспонатов было необходи-
           мо спасти и во что бы то ни стало уберечь
           от попадания в руки немецкой армии.
             По  распоряжению  Ленгорсовета  от
           15 июля 1941 г. в Исаакиевском соборе
           было  создано  Объединенное  хозяйство
           музеев (ОХМ), главной целью которого
           стало  сохранение  музейных  коллекций
           на  территории  города.  Под  надежны-
           ми сводами собора были укрыты сотни
           ящиков  с  уникальными  предметами  из
           фондов  пригородных  дворцов-музеев
           Пушкина, Павловска, Петергофа, Гатчи-
           ны  и  Ораниенбаума,  экспонаты  Музея   Маскировка купола Исаакиевского собора. Акварель В. Кожевникова. 1950-е гг.
           истории  Ленинграда  и  Летнего  дворца
           Петра I, а также самого Исаакиевского
           собора. К сентябрю 1941 г. просторный
           зал  собора  представлял  собой  крупное
           музейное  хранилище.  Сберечь  эваку-
           ированные  ценности  было  поручено
           группе  музейных  работников.  Возглав-
           ляла  Объединенное  хозяйство  музеев
           Евдокия  Игнатьевна  Лединкина,  стар-
           ший научный сотрудник Исаакиевского
           собора,  главным  хранителем  была  на-
           значена  сотрудник  Гатчинского  дворца
           Серафима Николаевна Балаева.
             Современному  посетителю  музея
           сложно представить, что торжественное
           здание собора в годы блокады представ-
           ляло собой мрачное, сырое и темное по-
           мещение,  внутри  которого  температура
           редко  поднималась  выше  3–5  градусов   тины,  бронзу,  мебель,  фарфор,  стекло,   полу  непросыхающие  лужи.  Так  мощ-
           тепла.  Купола,  замаскированные  серой   ткани и вышивки, медали и монеты, чер-  ные стены Исаакия, оберегавшие произ-
           масляной  краской,  и  оконные  проемы,   тежи,  акварели,  гравюры,  фотографии,   ведения искусства, одновременно несли
           заложенные кирпичом, придавали и без   книги и журналы. Громадное неотапли-  в себе и угрозу их гибели.
           того  суровому  облику  собора  особенно   ваемое здание собора зимой промерзало   Для  того  чтобы  реалистично  пере-
           угрюмый и безжизненный вид.         насквозь, а к лету оттаивало, из-за чего   дать  атмосферу  блокадного  времени,
             В  соборе  сохраняли  всевозможные   вода струйками стекала по стенам, сво-  к  январю  2004  г.  часть  коридора  и  не-
           предметы из музейных коллекций: кар-  дам  и  колоннам,  образуя  на  каменном   сколько помещений в подвальной части


                                                                                                                  45
   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52