Page 189 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 189
КИРОВСКИЙ РАЙОН
Рис. 1. Дом культуры имени И.И. Газа (проспект Стачек, 72).
Перспектива фасада. 1930–1935 гг.
А БЫЛ ЛИ СТАЛИН?АЛИН?
А БЫЛ ЛИ СТ
Загадка фриза на Дворце
культуры имени Газа сотрудник ЦРБ имени М. Шолохова
А.А. КУЛИК, историк-краевед,
Яркой достопримечательностью, ничение клубной и театральной частей. каду. Эти попытки не дали результатов.
расположенной рядом со станци- От объема театральной части отходила Закончить комплекс удалось только
в 1960-х гг. архитектору Е.М. Полторац-
Г-образная часть здания с помещениями
ей метро «Кировский завод», яв- для кружков. кому и инженеру Л.Н. Бубарину.
ляется Дворец культуры и техники Строительство проводилось в две В процессе разработки проекта Гегел-
имени И.И. Газа. Объект украшает очереди. Сперва началось возведение ло и Кричевский подготовили три вари-
анта архитектурного решения внешнего
клубной части. В четырехэтажном кор-
уникальный фриз с революци- пусе находились малый кинозал на облика здания. Первый вариант был
онными сюжетами. Одна деталь 500 человек, библиотека, танцевальный очень сложен с технической точки зре-
этого элемента долго беспокоила зал, буфет-столовая, обсерватория и по- ния и не осуществим из-за больших объ-
емов остекления. Второй эскиз не устро-
мещения для технических кружков.
автора, и найти разгадку не удава- В средней трехэтажной части, растянув- ил композиционным решением. Третий
лось. Данная статья призвана от- шейся фасадом параллельно проспекту вариант оказался удачным: «фасад стал
ветить на вопрос: что же находи- Стачек, располагались классы для за- более пластичным. В нем нашел отраже-
ние начинавшийся в то время поворот
нятий.
лось в центральной части фриза? Строительство театральной части к творческому освоению культурного на-
планировалось во второй очереди, что, следия, к архитектурной классике» [1].
Здание Дома культуры, возведенное как писал А.И. Гегелло, отвечало «мате- При создании этих вариантов зодчие
в 1931–1935 гг. архитекторами А.И. Ге- риальным возможностям и намерениям работали еще и над декоративным реше-
гелло и Д.Л. Кричевским, предназна- заказчика» [1]. Здание было начато, но нием. Поскольку возведение ДК имени
чалось для размещения клуба работ- не закончено до войны. В послевоенное И.И. Газа происходило в переходный
ников завода «Красный путиловец». время Гегелло возвращался к проекту, но период от конструктивизма к сталинско-
Особенностью постройки было разгра- уже без Кричевского, погибшего в бло- му неоклассическому стилю, то большое
187