Page 190 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 190

КИРОВСКИЙ РАЙОН

          внимание  уделялось  выразительному  архитектурно-художе-
          ственному оформлению здания. На поздних эскизах видно, как
          архитекторы использовали не характерные для конструктивиз-
          ма эмблематический орнамент и надписи (рис. 1) [2].
            В  дальнейшем  от  подобных  вариантов  отказались,  и  един-
          ственным украшением стал 60-метровый скульптурный фриз ра-
          боты Л.А. Дитриха, который растянулся по фасаду трехэтажной
          клубной части. Работы над фризом велись в 1935 г. при оконча-
          тельной отделке здания.
                                 * * *
            Фриз, начинающийся от границы четырехэтажного корпу-
          са и идущий по всему фасаду над карнизом первого этажа,
          составляет историческую последовательность, отражающую
          этапы становления революционного движения на Путилов-
          ском заводе и социалистического строительства в последу-
          ющие годы.
            Фриз, выполненный на ДК имени И.И. Газа скульптором Ле-
          опольдом  Дитрихом,  прекрасно  дополняет  здание,  раскрывая
          основные подходы к искусству второй половины 1930-х гг. с по-
          зиций реализма и идеологии.
            Важной  особенностью  фриза  является  изображение  реаль-
          ных  исторических  персонажей.  По  воспоминаниям  Гегелло,
          работа скульптора шла в постоянном контакте с архитектора-
          ми и с огромным энтузиазмом: «Л.А. Дитрих с большой любовью
          и подъемом работал над этим заданием, принимая личное уча-
          стие в отливке из цемента, установке на место и последующей
          чистовой  обработке  барельефов.  В  процессе  своей  работы  он
          поддерживал непрерывный тесный контакт со мной и Д.Л. Кри-
          чевским, советовался по вопросам содержания, композиции, вы-  Рис. 2. Фрагменты фриза
          соты рельефа и скульптурной деталировки каждого барельефа.
          Кроме того, он выполнил эскиз и модель объемной, отдельно сто-  и  работницы.  Эти  композиции  также  дополняются  различ-
          ящей  фигуры  рабочего.  Ее  предполагалось  установить  на  углу   ной атрибутикой: снопы, знамена, знак ГТО, знак парашюти-
          гранитной площадки, у входа в клубную часть здания, но из-за   ста, книга, театральная маска, летящие самолеты, танк, лента
          недостатка средств она не была осуществлена» [1].     с лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
            А.И. Гегелло отмечал высокую роль фриза в формировании                     * * *
          архитектурно-художественного  образа  здания  и  давал  наивыс-  Все  эти  символы  были  призваны  показать  социалистиче-
          шую оценку работе скульптора, говоря, что фриз «является од-  ское строительство и прогресс советского общества. Изображе-
          ним из первых удавшихся опытов синтеза архитектуры и скуль-  ние ликующего народа и атрибутов советской власти сходятся
          птуры в нашей творческой практике» [1].               в центральной части, где под сенью красного стяга находится
            Разнообразные  сюжеты  фриза  выполнены  на  высоком  худо-  пустой квадрат размером почти с фигуры на барельефе. Долгое
          жественном уровне. Это видно даже сегодня, когда он находится   время эта центральная часть либо не привлекала внимание, как
          в неудовлетворительном состоянии и разрушается. Порядок пан-  и сам фриз, либо давала почву для всякого рода домыслов по
          но выглядит следующим:                                поводу того, что находилось на месте квадрата (рис. 3).
            1.  Маёвка  путиловцев  1891  г.  в  Лаутре  (выступление   Чтобы найти разгадку, автор проштудировал ряд изданий по
          М.С. перед рабочими). Далее следует вставка: квадратный го-  теме. Выяснилось, что в одних публикациях фриз упоминается,
          рельеф, изображающий рабочего с красным знаменем; возмож-  но о его деталях говорится обтекаемо [3, 4], в других же инфор-
          но, этот образ означает подъем революционного движения (он   мации по данному вопросу не нашлось [5]. В ряде публикаций
          встречается на фризе несколько раз, будто открывая важную   приводились неточные либо ошибочные сведения о том, что на
          страницу истории).                                    месте квадрата было изображение Сталина, но без подробностей
            2. Первые стачки на заводе и арест рабочих.         [6]. Или, как описал этот фрагмент фриза один из авторов, «деко-
            3.  Рабочие  в  заключении.  Затем  появляется  еще  одна   ративная композиция с гербом» [7].
          вставка, изображающая рабочего со знаменем.             В  процессе  изучения  вопроса  нами  выдвинуто  несколько
            4. Расстрел рабочих у Нарвских ворот 9 января 1905 г. По-  предположений о том, что могло быть на месте пустого квадра-
          сле – вновь повторение вставки.                       та: 1) профиль Сталина; 2) его высказывание; 3) иное изображе-
            5. Выступление В.И. Ленина на Путиловском заводе в мае 1917 г.  ние. Наиболее вероятен первый вариант, который встречается во
            6. И.И. Газа во время обороны Петрограда.           многих проектах того периода (рис. 4).
            7. Создание первого трактора на заводе «Красный путиловец».  Такие  симбиозы  (конструктивистский  проект  дополняет-
            8. С.М. Киров на «Красном путиловце» (отдельные фраг-  ся  классическим  фризом)  показательны  для  своего  времени:
          менты фриза, рис. 2).                                 в 1932 г. были ликвидированы все архитектурные группы и по-
            Далее следует большое центральное панно, визуально оно   явился  единый  Союз  советских  архитекторов.  В  программном
          больше остальных, и после него весь фриз повторяется в об-  заявлении  Союза  были  названы  ошибки  увлечения  конструк-
          ратном  порядке.  Это  панно  состоит  из  одной  центральной   тивистской  архитектурой,  а  также  обозначена  ориентация  на
          части и двух боковых. На боковых частях изображены лику-  освоение  классического  наследия  и  создание  монументальной
          ющие  пионеры,  физкультурники,  красноармейцы,  рабочие   архитектуры, показывающей величие советского строя [8]. По-


          188
   185   186   187   188   189   190   191   192   193   194   195