Page 195 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 195
КИРОВСКИЙ РАЙОН
даче ее имущества обратно Управле-
нию ОЖД. Из акта известно, что из
45 вагонов-электросекций, работавших
до июня 1941 г., в Ленинграде осталось
20, из них 7 было готово к эксплуата-
ции. Здание электродепо в районе Бал-
тийского вокзала признали требующим
текущего ремонта и готовым к пуску
в эксплуатацию. Контактная сеть была
демонтирована еще в 1941 г., часть
оставшихся проводов на тот момент
хранилась в районе Пискаревки. Тяго-
вая подстанция Ленинград-Балтийская
была разобрана, оборудование еще че-
тырех подстанций вывезти не успели.
Часть личного состава также остава-
лась в Ленинграде [2].
* * *
Общий план восстановления Ок-
тябрьской железной дороги был со-
ставлен в Наркомате путей сообщения
и утвержден его главой Л.М. Кагано-
вичем в 1943 г. Вопреки имеющим-
ся сведениям [3], эти работы должны
были обеспечиваться прежде всего
Управлением военно-восстановитель-
ных работ № 2, а не самими железно-
дорожниками.
На линии Ленинград – Орани-
енбаум сначала предстояло отре-
монтировать участок с пропускной
способностью 12 поездов: это было
так называемое временное восста-
новление. Позднее профильные ор-
ганизации самой ОЖД должны были
приступить к работам второй очере-
ди и капитальному восстановлению.
И только на последнем этапе работ
следовало заняться возобновлением
электродвижения.
В марте 1944 г. руководству Ок-
тябрьской железной дороги стало Схема Ленинградского железнодорожного узла (ЦГА ИПД СПб)
ясно, что даже восстановление участ-
ков первой очереди далеко от завер- сом, возрождающим былую славу Ле- новые участки, а вся деятельность по
шения. В ходе работ января-февраля нинграда» [2]. восстановлению железнодорожной ин-
этого года специалистам не удалось С весны 1944 г. значительную часть фраструктуры теперь решалась силами
добиться ни безопасности движения работ выполняли уже сами работники Управления ОЖД.
поездов, ни требуемой пропускной ОЖД и ее Управление строительно-вос- Что касается электрифицированных
способности. Между тем в тот период становительных работ, а также возвра- участков, то многое здесь пришлось вос-
уже должен был начаться процесс вос- щенное в Ленинград «Строительство создавать с нуля. Например, к 1944 г. в
становления Ленинграда. Город плани- № 75 НКПС» (организация в составе Ленинграде уже не было подвижного со-
ровали возродить в виде центра высо- Народного комиссариата путей сообще- става, ведь эвакуированными числились
котехнологичного производства, что ния). Эвакуированное в 1941 г. в Киров- уже все 40 электросекций. Не было и спе-
требовало отлаженной работы транс- скую область Управление военно-восста- циального оборудования трех тяговых
порта. новительных работ № 2 и находящееся подстанций. Электродепо требовало ре-
Дальнейшие восстановительные ра- в его подчинении «Строительство № 5 монта, а вдоль путей отсутствовали опо-
боты на железной дороге должны были НКПС», ранее занимавшееся строитель- ры для контактной сети. Даже в случае
производиться еще и в связи с тем, что ством метрополитена, также участвовали установки опор вести монтаж контактно-
Государственный комитет обороны в восстановлении Ленинградского же- го провода было невозможно ввиду того,
29 марта 1944 г. принял решение о вос- лезнодорожного узла. Однако в 1945 г. что его не было в наличии.
становлении Петродворца (Петерго- ситуация изменилась: руководство * * *
фа) как места пригородного отдыха страны решило реанимировать стро- Работы на электрифицированном
трудящихся. Эти работы признавались ительство метро. Поэтому уцелевших участке, начавшиеся 13 мая 1944 г.,
«хозяйственно-политическим вопро- метростроевцев переориентировали на шли очень медленно. За последующий
193