Page 195 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 195

КИРОВСКИЙ РАЙОН

           даче  ее  имущества  обратно  Управле-
           нию  ОЖД.  Из  акта  известно,  что  из
           45 вагонов-электросекций, работавших
           до июня 1941 г., в Ленинграде осталось
           20,  из них  7  было готово к  эксплуата-
           ции. Здание электродепо в районе Бал-
           тийского вокзала признали требующим
           текущего  ремонта  и  готовым  к  пуску
           в эксплуатацию. Контактная сеть была
           демонтирована  еще  в  1941  г.,  часть
           оставшихся  проводов  на  тот  момент
           хранилась в районе Пискаревки. Тяго-
           вая подстанция Ленинград-Балтийская
           была разобрана, оборудование еще че-
           тырех  подстанций  вывезти  не  успели.
           Часть  личного  состава  также  остава-
           лась в Ленинграде [2].
                          * * *
             Общий  план  восстановления  Ок-
           тябрьской  железной  дороги  был  со-
           ставлен в Наркомате путей сообщения
           и  утвержден  его  главой  Л.М.  Кагано-
           вичем  в  1943  г.  Вопреки  имеющим-
           ся сведениям  [3], эти работы должны
           были  обеспечиваться  прежде  всего
           Управлением  военно-восстановитель-
           ных работ № 2, а не самими железно-
           дорожниками.
             На  линии  Ленинград  –  Орани-
           енбаум  сначала  предстояло  отре-
           монтировать  участок  с  пропускной
           способностью  12  поездов:  это  было
           так  называемое  временное  восста-
           новление.  Позднее  профильные  ор-
           ганизации самой ОЖД должны были
           приступить  к  работам  второй  очере-
           ди  и  капитальному  восстановлению.
           И  только  на  последнем  этапе  работ
           следовало  заняться  возобновлением
           электродвижения.
             В  марте  1944  г.  руководству  Ок-
           тябрьской  железной  дороги  стало   Схема Ленинградского железнодорожного узла (ЦГА ИПД СПб)
           ясно,  что  даже  восстановление  участ-
           ков  первой  очереди  далеко  от  завер-  сом, возрождающим былую славу Ле-  новые  участки,  а  вся  деятельность  по
           шения.  В  ходе  работ  января-февраля   нинграда» [2].                  восстановлению  железнодорожной  ин-
           этого  года  специалистам  не  удалось   С  весны  1944  г.  значительную  часть   фраструктуры  теперь  решалась  силами
           добиться  ни  безопасности  движения   работ  выполняли  уже  сами  работники   Управления ОЖД.
           поездов,  ни  требуемой  пропускной   ОЖД и ее Управление строительно-вос-  Что  касается  электрифицированных
           способности. Между тем в тот период   становительных  работ,  а  также  возвра-  участков, то многое здесь пришлось вос-
           уже должен был начаться процесс вос-  щенное  в  Ленинград  «Строительство   создавать  с  нуля.  Например,  к  1944  г.  в
           становления Ленинграда. Город плани-  №  75  НКПС»  (организация  в  составе   Ленинграде уже не было подвижного со-
           ровали возродить в виде центра высо-  Народного  комиссариата  путей  сообще-  става, ведь эвакуированными числились
           котехнологичного  производства,  что   ния). Эвакуированное в 1941 г. в Киров-  уже все 40 электросекций. Не было и спе-
           требовало  отлаженной  работы  транс-  скую область Управление военно-восста-  циального  оборудования  трех  тяговых
           порта.                              новительных  работ  №  2  и  находящееся   подстанций.  Электродепо  требовало  ре-
             Дальнейшие восстановительные ра-  в  его  подчинении  «Строительство  №  5   монта, а вдоль путей отсутствовали опо-
           боты на железной дороге должны были   НКПС», ранее занимавшееся строитель-  ры  для  контактной  сети.  Даже  в  случае
           производиться еще и в связи с тем, что   ством метрополитена, также участвовали   установки опор вести монтаж контактно-
           Государственный  комитет  обороны   в  восстановлении  Ленинградского  же-  го провода было невозможно ввиду того,
           29 марта 1944 г. принял решение о  вос-  лезнодорожного  узла.  Однако  в  1945  г.   что его не было в наличии.
           становлении  Петродворца  (Петерго-  ситуация   изменилась:   руководство              * * *
           фа)  как  места  пригородного  отдыха   страны  решило  реанимировать  стро-  Работы  на  электрифицированном
           трудящихся. Эти работы признавались   ительство  метро.  Поэтому  уцелевших   участке,  начавшиеся  13  мая  1944  г.,
           «хозяйственно-политическим  вопро-  метростроевцев  переориентировали  на   шли очень медленно. За последующий


                                                                                                                 193
   190   191   192   193   194   195   196   197   198   199   200