Page 200 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 200

КИРОВСКИЙ РАЙОН


















         Рис. 3. Автобаза «Ленметростроя». 2017 г.

         две постройки депо – это вагонный сарай   участка  и  представляет  собой  крытый   такой  ангар  построен  в  Москве  в  депо
         (отстойник) и ремонтные мастерские, со-  ангар из прямоугольных металлических   «Красная Пресня» в 1954 г. В основе фа-
         оруженные к 1916 г. Здания – каркасной   конструкций, перекрытый в ремзоне дву-  садного  решения  одиннадцать  арочных
         системы, где всю несущую нагрузку несут   мя  поперечными  световыми  фонарями.   проемов  с  треугольным  завершением  и
         балки и стойки из железобетона, наруж-  Ориентация здания на еще несуществу-  с  четырьмя  воротами  в  каждом.  Значи-
         ные стены заполнены кирпичом. Здание   ющую магистраль (что хорошо видно на   тельно отличается боковая башня адми-
         отстойника – 10 ворот с заездами, и оно   космоснимке 1966 г.) продиктована гене-  нистративно-диспетчерских помещений.
         больше в размерах здания мастерских. В   ральным планом 1948 г. Только в 1980 г.   В  Ленинграде  она  представляет  собой
         крыше здания отстойника устроены пять   проспект Маршала Жукова будет проло-  две  самобытные  башни  (у  которых  нет
         зенитных фонарей в поперечном зданию   жен на этом участке. Здание и сегодня за-  прототипов  и  отсылок),  объединенные
         направлении в виде металлических скла-  нимают транспортные компании.            переходом с двумя арками проездов.
         док  со  стеклянным  заполнением  –  они           * * *                   Два  цокольных  этажа  выделены  ош-
         давали  зданию  естественную  освещен-  Следующий по времени объект отно-  тукатуренным рустом, верхняя же часть
         ность, что позволяло экономить электри-  сится к метрополитену – это электродепо   –  из  неоштукатуренного  кирпича.  Соч-
         чество на освещение. Здание ремонтных   «Автово» (проспект Стачек, 100). Авто-  ности  колористическому  решению  до-
         мастерских более вытянутое и имеет све-  рами этого объекта являются архитекто-  бавляют белые пилястры башни. Самым
         товые фонари в количестве двух штук –   ры  Александр  Кузьмич  Андреев  и  Арон   спорным моментом в композиции башен
         и оба расположены вдоль здания.      Соломонович  Гецкин.  Проект  был  со-  являются приставные портики по перво-
                        * * *                 ставлен в 1950–1951 гг., а строительство   му этажу. Они не все являются входами, в
            Вторым  объектом,  появившимся  в   осуществлялось в 1951–1955 гг. В состав   ряде случаев в них окна! Примечательно,
         районе  Автово  и  Дачного,  можно  счи-  электродепо входит огромное здание от-  что  в  изначальном  проектном  задании,
         тать  автобазу  Метростроя,  возведенную   стойника  площадью  7  тысяч  кв.  м,  ре-  представленном  на  Городской  архитек-
         в 1952 г. по адресу: Дорога на Турухтан-  монтный и моечно-обдувочный цеха. От-  турный совет 22 июня 1951 г., в централь-
         ные острова, 12А. Автором этого произ-  стойник построен по типовой схеме, это   ном  проезде  между  башен  существовал
         ведения стал Арон Соломонович Гецкин   проект  повторного  применения,  первый   еще один портик – четырехколонный.
         – архитектор, по проектам которого для
         метрополитена  было  построено  очень
         много  зданий  и  сооружений.  Этот  объ-
         ект  –  его  первое  построенное  здание  в
         Ленинграде.  О  работах  Гецкина  можно
         судить  по  отзыву  Александра  Андреева
         от  9  декабря  1961  г.:  «Его  проекты  от-
         личаются  тщательностью  инженерной
         проработки,  гармонично  сочетающейся
         с  архитектурными  достоинствами  про-
         екта»  [1].  Своим  главным  трехчастным
         фасадом  здание  выходит  на  проспект
         Маршала Жукова.
            Композиция  здания  характерна  для
         зданий  транспорта  послевоенного  клас-
         сицизма.  Четко  выявленное  фасадное
         решение,  которое  симметрично  и  по-
         строено  из  трех  частей  –  центральное
         звено  выявлено  узкими  вертикальны-
         ми  окнами  –  это  ремзона  и  зона  отстоя
         транспорта,  два  фланкирующих  крыла
         слева и справа – административно-быто-
         вые помещения предприятия. Основной
         же объем (одноэтажный) уходит вглубь   Рис. 4. Административно-диспетчерское здание электродепо «Автово». 1995 г.


          198
   195   196   197   198   199   200   201   202   203   204   205