Page 200 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 200
КИРОВСКИЙ РАЙОН
Рис. 3. Автобаза «Ленметростроя». 2017 г.
две постройки депо – это вагонный сарай участка и представляет собой крытый такой ангар построен в Москве в депо
(отстойник) и ремонтные мастерские, со- ангар из прямоугольных металлических «Красная Пресня» в 1954 г. В основе фа-
оруженные к 1916 г. Здания – каркасной конструкций, перекрытый в ремзоне дву- садного решения одиннадцать арочных
системы, где всю несущую нагрузку несут мя поперечными световыми фонарями. проемов с треугольным завершением и
балки и стойки из железобетона, наруж- Ориентация здания на еще несуществу- с четырьмя воротами в каждом. Значи-
ные стены заполнены кирпичом. Здание ющую магистраль (что хорошо видно на тельно отличается боковая башня адми-
отстойника – 10 ворот с заездами, и оно космоснимке 1966 г.) продиктована гене- нистративно-диспетчерских помещений.
больше в размерах здания мастерских. В ральным планом 1948 г. Только в 1980 г. В Ленинграде она представляет собой
крыше здания отстойника устроены пять проспект Маршала Жукова будет проло- две самобытные башни (у которых нет
зенитных фонарей в поперечном зданию жен на этом участке. Здание и сегодня за- прототипов и отсылок), объединенные
направлении в виде металлических скла- нимают транспортные компании. переходом с двумя арками проездов.
док со стеклянным заполнением – они * * * Два цокольных этажа выделены ош-
давали зданию естественную освещен- Следующий по времени объект отно- тукатуренным рустом, верхняя же часть
ность, что позволяло экономить электри- сится к метрополитену – это электродепо – из неоштукатуренного кирпича. Соч-
чество на освещение. Здание ремонтных «Автово» (проспект Стачек, 100). Авто- ности колористическому решению до-
мастерских более вытянутое и имеет све- рами этого объекта являются архитекто- бавляют белые пилястры башни. Самым
товые фонари в количестве двух штук – ры Александр Кузьмич Андреев и Арон спорным моментом в композиции башен
и оба расположены вдоль здания. Соломонович Гецкин. Проект был со- являются приставные портики по перво-
* * * ставлен в 1950–1951 гг., а строительство му этажу. Они не все являются входами, в
Вторым объектом, появившимся в осуществлялось в 1951–1955 гг. В состав ряде случаев в них окна! Примечательно,
районе Автово и Дачного, можно счи- электродепо входит огромное здание от- что в изначальном проектном задании,
тать автобазу Метростроя, возведенную стойника площадью 7 тысяч кв. м, ре- представленном на Городской архитек-
в 1952 г. по адресу: Дорога на Турухтан- монтный и моечно-обдувочный цеха. От- турный совет 22 июня 1951 г., в централь-
ные острова, 12А. Автором этого произ- стойник построен по типовой схеме, это ном проезде между башен существовал
ведения стал Арон Соломонович Гецкин проект повторного применения, первый еще один портик – четырехколонный.
– архитектор, по проектам которого для
метрополитена было построено очень
много зданий и сооружений. Этот объ-
ект – его первое построенное здание в
Ленинграде. О работах Гецкина можно
судить по отзыву Александра Андреева
от 9 декабря 1961 г.: «Его проекты от-
личаются тщательностью инженерной
проработки, гармонично сочетающейся
с архитектурными достоинствами про-
екта» [1]. Своим главным трехчастным
фасадом здание выходит на проспект
Маршала Жукова.
Композиция здания характерна для
зданий транспорта послевоенного клас-
сицизма. Четко выявленное фасадное
решение, которое симметрично и по-
строено из трех частей – центральное
звено выявлено узкими вертикальны-
ми окнами – это ремзона и зона отстоя
транспорта, два фланкирующих крыла
слева и справа – административно-быто-
вые помещения предприятия. Основной
же объем (одноэтажный) уходит вглубь Рис. 4. Административно-диспетчерское здание электродепо «Автово». 1995 г.
198