Page 201 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 201

КИРОВСКИЙ РАЙОН


















           Рис. 5. Железобетонные сборные своды-оболочки. Эскиз из издания треста «Ленинградоргстрой».1962 г.

             Но,  по  справедливому  замечанию                                      рировать.  Всего  внутри  манежа  находи-
           Владимира  Фомича  Райляна  («он  не-                                    лись  30  смотровых  ям  ремонтной  зоны,
           много похож на портик Петропавловской                                    подсобные помещения и стоянка на 250
           крепости,  но  карикатурно  маленький.                                   автобусов.
           Конечно, он не будет производить нуж-                                      Огромные  пространства  освещались
           ное впечатление» [2]), было предложено                                   естественным светом: в своде были пред-
           его  убрать,  что  и  было  сделано.  Тем  не                            усмотрены фонари (окна) овальной фор-
           менее общая композиция здания, безус-                                    мы размером 80х180 см, каждый слой ко-
           ловно, самобытная и оригинальная. Кро-                                   торых состоял из двух склеенных вместе
           ме упомянутых построек, на территории                                    листов органического стекла.
           электродепо оформлен и выход путей из-                                     Зарубежные  коллеги  высоко  оцени-
           под земли на дневную поверхность – так                                   ли  опыт  ленинградских  архитекторов.
           называемая рампа. Она изначально была                                    Их  высказывания  привел  на  заседании
           оформлена  алмазным  рустом  и  декора-                                  технического совета института «Ленпро-
           тивными  медальонами.  Их  можно  уви-                                   ект», посвященного выдвижению здания
           деть в экранизации Игоря Масленникова                                    автопарка  №  5  на  присуждение  Госпре-
           про Шерлока Холмса в серии «20-й век                                     мии  СССР,  архитектор  Олег  Голынкин.
           начинается».  В  1980-х  гг.  декоративное                               Отзыв  инженера  Кавакучи  из  Японии
           оформление  рампы  было  ликвидирова-                                    гласил:  «Этот  метод  возведения  сыгра-
           но, а недавно восстановлено.                                             ет выдающуюся роль в развитии строи-
                          * * *                                                     тельной техники в мире». Альфред Перл
             Радикально новый подход к созданию                                     из  США  отметил:  «Конструкция  пред-
           образа манежа для транспорта можно на-                                   ставляет собой выдающееся инженерное
           блюдать в здании автобусного парка № 5   Рис. 6. Олег (Абель) Голынкин.    сооружение,  требующее  минимальных
           (проспект  Стачек,  108).  «Особенность   Фото из личного дела [4]       затрат  материала.  Сооружение  демон-
           закрытого  манежа-стоянки  –  конструк-
           ция  покрытия  пространственного  типа,
           выполненная  из  сборно-монолитного
           железобетона в виде оболочек бочарного
           типа пролетом 96 м. Покрытие главного
           корпуса  размером  145х96  м  разделено
           на  два  температурных  блока,  каждый
           из  которых  состоит  из  6  оболочек»  [3].
           Витражное  остекление  главного  фасада
           с  изящным  абрисом  пологой  оболочки
           создают  максимально  воздушную  и  от-
           крытую  композицию.  Оболочки  бочар-
           ного типа названы так за свою форму –
           они как сектор круглой бочки.
             Задумал  такие  сооружения  ленин-
           градский архитектор Эммануил Хевелев.
           Но в 1961 г. он ушел из жизни, поэтому
           проектированием занялись Олег Голын-
           кин из института «Ленпроект» и Полина
           Мельникова  с  Ниной  Грудиной  из  про-
           ектного института № 1.
             Отсутствие колонн позволило увели-
           чить  количество  мест  для  автобусов,  не   Рис. 7. Гараж из сборных элементов на 500 автобусов в Дачном. Иллюстрация из книги
           говоря  уже  об  их  возможностях  манев-  В.А. Каменского «Ленинград. Генеральный план развития». 1972 г.


                                                                                                                 199
   196   197   198   199   200   201   202   203   204   205   206