Page 201 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 201
КИРОВСКИЙ РАЙОН
Рис. 5. Железобетонные сборные своды-оболочки. Эскиз из издания треста «Ленинградоргстрой».1962 г.
Но, по справедливому замечанию рировать. Всего внутри манежа находи-
Владимира Фомича Райляна («он не- лись 30 смотровых ям ремонтной зоны,
много похож на портик Петропавловской подсобные помещения и стоянка на 250
крепости, но карикатурно маленький. автобусов.
Конечно, он не будет производить нуж- Огромные пространства освещались
ное впечатление» [2]), было предложено естественным светом: в своде были пред-
его убрать, что и было сделано. Тем не усмотрены фонари (окна) овальной фор-
менее общая композиция здания, безус- мы размером 80х180 см, каждый слой ко-
ловно, самобытная и оригинальная. Кро- торых состоял из двух склеенных вместе
ме упомянутых построек, на территории листов органического стекла.
электродепо оформлен и выход путей из- Зарубежные коллеги высоко оцени-
под земли на дневную поверхность – так ли опыт ленинградских архитекторов.
называемая рампа. Она изначально была Их высказывания привел на заседании
оформлена алмазным рустом и декора- технического совета института «Ленпро-
тивными медальонами. Их можно уви- ект», посвященного выдвижению здания
деть в экранизации Игоря Масленникова автопарка № 5 на присуждение Госпре-
про Шерлока Холмса в серии «20-й век мии СССР, архитектор Олег Голынкин.
начинается». В 1980-х гг. декоративное Отзыв инженера Кавакучи из Японии
оформление рампы было ликвидирова- гласил: «Этот метод возведения сыгра-
но, а недавно восстановлено. ет выдающуюся роль в развитии строи-
* * * тельной техники в мире». Альфред Перл
Радикально новый подход к созданию из США отметил: «Конструкция пред-
образа манежа для транспорта можно на- ставляет собой выдающееся инженерное
блюдать в здании автобусного парка № 5 Рис. 6. Олег (Абель) Голынкин. сооружение, требующее минимальных
(проспект Стачек, 108). «Особенность Фото из личного дела [4] затрат материала. Сооружение демон-
закрытого манежа-стоянки – конструк-
ция покрытия пространственного типа,
выполненная из сборно-монолитного
железобетона в виде оболочек бочарного
типа пролетом 96 м. Покрытие главного
корпуса размером 145х96 м разделено
на два температурных блока, каждый
из которых состоит из 6 оболочек» [3].
Витражное остекление главного фасада
с изящным абрисом пологой оболочки
создают максимально воздушную и от-
крытую композицию. Оболочки бочар-
ного типа названы так за свою форму –
они как сектор круглой бочки.
Задумал такие сооружения ленин-
градский архитектор Эммануил Хевелев.
Но в 1961 г. он ушел из жизни, поэтому
проектированием занялись Олег Голын-
кин из института «Ленпроект» и Полина
Мельникова с Ниной Грудиной из про-
ектного института № 1.
Отсутствие колонн позволило увели-
чить количество мест для автобусов, не Рис. 7. Гараж из сборных элементов на 500 автобусов в Дачном. Иллюстрация из книги
говоря уже об их возможностях манев- В.А. Каменского «Ленинград. Генеральный план развития». 1972 г.
199