Page 204 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 204
КИРОВСКИЙ РАЙОН
1-й Жилгородок 2-й Жилгородок
в начале статьи. А трамвай, который идет вдоль П-образных сто и то, и другое. К слову, в Кировском районе не сохранилось
домов застройки, – это убранная к 100-летию петербургского ни одного довоенного деревянного дома, хотя такие можно най-
трамвая ветка по Дороге на Турухтанные острова. ти в Ленинском и Красносельском районах.
Помимо жилых домов, здесь были: почтовое отделение № 74, На память от 3-го Жилгородка остался пробел в нумерации
сберкасса № 7 (в ту пору «инкассаторский пункт»), пожарная домов по проспекту Стачек. Последний дом до железнодорож-
команда № 41. Все они в предвоенном справочнике значатся по ной ветки – № 79, а следующий (Княжевская подстанция) име-
адресу: улица Стачек, 85, а после войны нумерация домов зна- ет уже № 91. Еще одна дырка в нумерации находится примерно
чительно изменилась. По всей видимости, тут находились так- на месте 2-го Жилгородка: здесь по проспекту Стачек отсут-
же школа для взрослых № 19 (ул. Стачек, 81), неполная средняя ствуют дома с 61-го по 65-й.
школа № 4 (ул. Стачек, 79), которую почему-то называли «Аба- Есть и более существенное напоминание о былом благополу-
ковкой», и детский сад № 22 (ул. Стачек, 87). чии «Экспортлеса» и его работников. Это еще один мини-городок:
Во время войны 2-й Жилгородок ждала участь не менее пе- пара домов с одним и тем же номером 92 по проспекту Стачек. Они
чальная, чем 1-й. С наступлением холодов в блокадном Ленин- находятся внутри огромного пятна комплексной «сталинской за-
граде уцелевшие деревянные дома и постройки (включая кару- стройки Автово», но на самом деле возведены еще до планирова-
сели и павильоны в парках) разбирали на дрова. Жители при ния кварталов. Это заметно и по ориентации: здания явно наруша-
этом отселялись в каменные дома. ют радиально-кольцевую сетку местной застройки.
В книге В.И. Ходановича «Блокадные будни одного района Дома построены к 1934 г. архитектором В.В. Поповым. Вы-
Ленинграда» (которую читать крайне тяжело, но необходимо) полнены конструктивно одинаково, однако корпус № 2, вы-
указано, что согласно постановлению от 11 июня 1942 г. «О по- ходящий на проспект Стачек, отделан в духе сталинского
рядке организации работ по слому деревянных сооружений для классицизма. Он предназначался для руководящих и инженер-
создания зимнего запаса дров» переживший первую блокадную но-технических работников. Корпус № 1, оформленный скром-
зиму Жилгородок в Автово подлежал разбору (причем прак- но, служил общежитием. А здание построенного в то время дет-
тически вручную) на дрова. Ожидаемая емкость составляла ского сада сохранялось вплоть до 2007 г.
17 тысяч кубометров (для сравнения: один грузовик – это при-
мерно 5 куб.). Всего на предстоящую зиму требовалось загото-
вить дополнительно 1 млн кубометров дров… Так, согревая го-
рожан скупым теплом блокадных печек, закончил свою жизнь
2-й городок «Экспортлеса».
* * *
Наконец, 3-й Жилгородок, самый поздний, был построен рядом
с железнодорожной веткой, ведущей в том числе в Лесную гавань.
Он находился вблизи грузовой станции Автово уже за границей Ле-
нинграда, которая до 1963 г. проходила по железной дороге.
На аэрофотосъемке 1939 г. заметна интересная деталь. Все
дома ориентированы строго по линии север – юг для повы-
шения инсоляции в жилых помещениях. Этому тогда уделяли
большое внимание, особенно в наших не балующих солнцем
широтах. Судьба данного городка неизвестна: скорее всего, он
сгорел или тоже был разобран на дрова. А вероятно, имело ме- 3-й Жилгородок
202