Page 39 - Зодчий 91 2024 постранично
P. 39

Благоустройство территории Рязанской ВДНХ.                                                   НА СЛЕДИЕ
           Фотография предоставлена Центром развития креативных индустрий Рязанской области

                                                                                    екты.  Фестивальная  площадь  и  примы­
                                                                                    кающий  к  ней  бульвар  поражали  своей
                                                                                    красотой и изысканностью. Бульвар был
                                                                                    украшен  декоративными  вазами,  уста­
                                                                                    новленными  на  крупных  постаментах.
                                                                                    Эти вазы стали настоящим украшением
                                                                                    прогулочной  зоны,  создавая  атмосферу
                                                                                    элегантности и роскоши. Однако одним
                                                                                    из  самых  заметных  и  запоминающихся
                                                                                    объектов на бульваре стал фонтан «Золо­
                                                                                    той колос». В годы процветания выставки
                                                                                    в этот фонтан запускали живых карасей
                                                                                    и карпов, которых потом вылавливали и
                                                                                    продавали.  Это  было  удивительное  зре­
                                                                                    лище, привлекающее множество посети­
                                                                                    телей.  Сам  фонтан  был  также  украшен
                                                                                    вазами с живыми цветами, что придавало
                                                                                    ему особую красоту и очарование. Буль­
                                                                                    вар с фонтаном «Золотой колос» стал на­
                                                                                    стоящим символом выставки, привлекая
           рококо, богатым декором. По воспомина­  аркадами  –  пропилеями,  на  которых   внимание и восхищение всех ее гостей.
           ниям современников, группа архитекто­  позднее  появилось  название  «Торговый   По двум сторонам от бульвара также
           ров часто подвергалась критике за такое   городок».  Эти  арки  создавали  величе­  были спроектированы две аллеи, укра­
           богатое убранство выставки.         ственное  впечатление.  Проходя  сквозь   шенные  клумбами  и  ажурными  фона­
             Деревянные  ротонды,  украшавшие   центральный вход, посетители выставки   рями.
           два  одинаковых  павильона,  построен­  попадали  на  небольшую  площадь,  где   Группа  архитекторов,  работавших
           ных в стиле той эпохи, – кирпичные нео­  центральным  объектом  и  неоспоримой   над проектом, уделяла особое внимание
           штукатуренные  фасады,  сохранились  и   доминантой стал самый крупный и мас­  соблюдению  пропорций  и  линейного
           дошли до современников практически в   штабный павильон – «Рязань», заложив­  расположения  павильонов.  Они  стре­
           первозданном виде.                  ший  основы  для  будущих  выставочных   мились  к  тому,  чтобы  по  обе  стороны
             Поздний сталинский ампир, также из­  проектов. Этот павильон, позднее пере­  сквера  располагались  несколько  оди­
           вестный как сталинский классицизм или   именованный  в  «Мебель»,  стал  симво­  наковых  строений,  создавая  единый
           имперский  стиль,  стал  символом  эпохи   лом инноваций и архитектуры того вре­  архитектурный ансамбль. Центральная
           и  отразил  политические,  социальные  и   мени. Каждый элемент этого павильона   ось аллеи, явно выраженная в схеме вы­
           культурные  устремления  того  периода.   казался  продуманным  до  мельчайших   ставки, играла важную роль в создании
           Одной из ключевых характеристик позд­  деталей,  отражая  в  себе  смелость  худо­  гармонии  и  уравновешенности  про­
           него  сталинского  ампира  является  его   жественного  творчества.  Строение  сия­  странства. Этот подход позволял посе­
           массивность  и  монументальность,  что  в   ло величием и красотой, будоража умы и   тителям чувствовать себя комфортно и
           полной  мере  отразилось  в  архитектуре   вдохновляя на новые подвиги.  ориентироваться  в  окружающей  среде.
           Рязанской выставки. Здания, выполнен­  За центральным павильоном распола­  Архитекторы  стремились  создать  не
           ные в этом стиле, отличаются строгими   гались  уникальные  архитектурные  объ­  просто  функциональное  пространство,
           симметричными  формами,  обилием  де­
           коративных элементов и использованием
           дорогих материалов, таких как мрамор и
           гранит.  Важной  особенностью  является
           также  обилие  орнаментов,  колонн,  пор­
           тиков и скульптурных украшений.
             В отличие от более ранних и гораздо
           более скромных строительных программ,
           поздний сталинский ампир подчеркива­
           ет силу и мощь государства через архи­
           тектуру.
             Местные средства массовой информа­
           ции широко освещали открытие выстав­
           ки и называли ее «чудесная выставка».
             Буквально  через  несколько  дней  по­
           сле окончания строительства выставки 4
           ноября 1955 года вышло постановление
           ЦК КПСС и Совета министров об устра­
           нении архитектурных излишеств .
                                      2
             Парадный  вход  выставки  был  флан­
           кирован   двумя   полуциркулярными
           2  https://arx.novosibdom.ru/node/2416
                                               Павильон «Облпотребсоюз» в дни овощей.
                                               Фотография из фонда Государственного архива Рязанской области
                                                                                                                  37
   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44