Page 42 - Зодчий 91 2024 постранично
P. 42
МУЗЕЙНЫЙ ГОРОДОК НА ВОЛХОНКЕ:
Государственный музей изобрази- мажном переулке открывается центр
тельных искусств имени А.С. Пушкина эстетического воспитания детей и юно-
в Москве является одним из крупней- шества «Мусейон».
ших российских художественных музеев. По заказу музея британский архи-
Он был создан по инициативе профес- тектор Норман Фостер разработал кон-
сора Московского университета Ивана цепцию создания музейного городка, в
Владимировича Цветаева на рубеже XX результате которой общая площадь му-
века. Музей, получивший название Му- зейных зданий должна была превысить
зея изящных искусств имени Императо- 100 тысяч квадратных метров. Таким об-
ра Александра III, открылся в 1912 году в разом, ГМИИ имени А.С. Пушкина по
специально построенном для этих целей общей площади зданий должен войти в
здании в Хамовниках по проекту архи- десятку крупнейших художественных
тектора Р.И. Клейна. музеев мира.
После революции 1917 года музей В 2008 году Правительство России
получает имя сначала изящных, а затем принимает постановление «О праздно-
изобразительных искусств. С 1937 года вании 100-летия Государственного му-
музей носит имя Александра Сергеевича зея изобразительных искусств имени
Пушкина. В советское время музейные А.С. Пушкина», с которого начинается
коллекции существенно увеличились, активная фаза расширения музея. Му-
В Государственном музее изо- и остро встал вопрос о расширении вы- зей получает целый комплекс зданий в
ставочных пространств. Важную роль в
соседних с ним кварталах. С выходом
бразительных искусств имени развитии музея сыграла руководившая в 2013 году постановления Правитель-
А.С. Пушкина идут глобальные пе- им 52 года Ирина Александровна Анто- ства России о бюджетных инвестициях
ремены с целью создания единого нова. В конце 1980-х годов музею пере- реконструкция прилегающих кварта-
дают дом графини Шуваловой (ул. Вол-
лов принимает более масштабные раз-
музейного пространства. Разра- хонка, 10), где размещается отдел личных меры.
боткой грандиозного проекта ре- коллекций. В 2006 году в левом флигеле Одной из главных особенностей всего
конструкции занимались опытные усадьбы князей Голицыных (ул. Волхон- создаваемого музейного городка являет-
ся организация коммуникаций между
ка, 14) открывается Галерея искусства
проектные организации, среди ко- стран Европы и Америки XIX—XX ве- всеми зданиями на уровне одного из
торых Архитектурная мастерская ков. Тогда же в усадьбе Н.И. Пастухова подземных этажей. Это очень важно для
Сахновского. конца XVIII — начала XX века в Колы- восприятия музея как единого целого.
40