Page 58 - Зодчий 91 2024 постранично
P. 58
НА СЛЕДИЕ
восстановлению и сохранению истори- ды, которые впоследствии превращали в
ческих памятников, благодаря чему по- большие полотна уже в студиях.
местье активно способствует развитию Популярность пленэрной живописи
науки и образования. возросла благодаря изобретению амери-
Усадьба Марьино – это яркий при- канского портретиста Джона Гоффа Рэн-
мер того, как исторические памятники да. В начале 1840-х годов он запатентовал
могут обрести второе дыхание и продол- оловянный тюбик для хранения красок.
жить свою жизнь в современном мире. Ее До этого художники и их подмастерья
история – это не просто летопись одной сами изготавливали краски из пигментов
семьи или одного поколения, а целая эпо- для каждого сеанса работы. Изобретение
ха, отражающая культурные, социальные Рэнда позволяло купить готовые матери-
и исторические изменения, произошед- алы и постоянно носить их с собой, не бо-
шие в России на протяжении столетий. ясь, что они быстро засохнут. В это вре-
мя появились и удобные для переноски
Творчество на лоне природы мольберты и этюдники, которые тоже об-
легчали живописцам работу на природе.
Пленэром называют технику создания Технику пленэра прославили француз-
полностью готовых картин на природе ские импрессионисты Клод Моне, Камиль
при естественном освещении. Это слово Писсарро, Берта Моризо, Пьер Огюст Ре-
мецената и коллекционера, основателя произошло от французского en plein air, нуар. Во многом благодаря им этот термин
музейно-выставочного центра «Петер- что переводится как «на открытом воз- стали использовать во всем мире.
бургский художник», были проведены духе». Мастера пленэрной живописи ра- Во второй половине XIX – начале XX
масштабные работы по восстановлению ботают вне стен мастерских и стараются века на пленэре работали и известные
дворца и паркового ансамбля. Пока еще запечатлеть колебания цвета, которые отечественные художники: Исаак Леви-
далеко не все планы энергичной хозяйки возникают в естественной среде под воз- тан, Валентин Серов, Константин Коро-
усадьбы по обустройству территории по- действием погоды и солнечных лучей. вин и другие.
местья претворены в жизнь. С каждым Первыми завершенные картины на от- В наши дни живопись на открытом
годом Марьино становится все краше. крытом воздухе стали писать британские воздухе стала обязательной частью обу-
Поднятый из руин дворец и благоустро- живописцы Джон Констебл и Ричард чения в художественных школах.
енные парковые зоны привлекают тури- Паркс Бонингтон в начале XIX века. Они Пленэрная техника характеризуется
стов со всей России и зарубежных гостей. осмелились пойти против устоявшихся правдивостью передачи всего богатства
Сегодня имение является важным традиций и решились от начала до кон- натуры в естественных условиях. В от-
культурным и туристическим объектом. ца писать картины на открытом воздухе. личие от студийной живописи, ставшей
В усадьбе проводятся экскурсии, выстав- 1815 годом датировано первое полно- уже традиционной, пленэр позволяет ху-
ки, культурные мероприятия и фестива- ценное пленэрное произведение Консте- дожнику передать малейшее изменение
ли, а также конференции и симпозиумы, бля – «Строительство лодки возле мель- цвета натуры.
посвященные истории и культуре Рос- ницы Флэтфорд». Художники и раньше Для работы на открытом воздухе впол-
сии, усадебной архитектуре и ландшафт- работали на природе, но в основном соз- не приемлемы любые техники живописи,
ному дизайну. Ведутся исследования по давали предварительные эскизы и этю- однако каждая из них имеет свои особен-
56