Page 42 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 42

Выставка «Он построил наш дом». К 150-летию со дня рождения В.Ф. Свиньина.
          Фотография О.В. Волковой, 2015
                                                                                  «Борцам революции») и следы котлова-
                                                                                  на, откопанного для фундаментов Садо-
                                                                                  вого корпуса (засыпан в 1924 г.). 
                                                                                    Задача  расширения  комплекса  для  ра-
                                                                                  стущих  коллекций  была  поставлена  еще 
                                                                                  в 1904 г., но ее решение долго откладыва-
                                                                                  ли. Архитектор не прекращал работать над 
                                                                                  планом  достройки  здания  Этнографиче-
                                                                                  ского отдела и разрабатывать проекты раз-
                                                                                  вития усадьбы Михайловского дворца. На 
                                                                                  плане  1909  г.  Свиньин  вновь  представил 
                                                                                  Этнографический отдел в полном объеме 
                                                                                  с заштрихованной недостроенной частью. 
                                                                                    В  1910  г.  архитектор  опубликовал  в 
                                                                                  прессе   свое  видение  фасада  Русского 
                                                                                       14
                                                                                  музея: с одинаковыми корпусами по обе-
                                                                                  им  сторонам  дворца.  Для  воплощения 
                                                                                  такого плана потребовалось бы снести и 
                                                                                  часть западных флигелей. 
                                                                                    Через  год  Свиньин  разработал  мас-
                                                                                  штабный  перспективный  «План  Рус-
                                                                                  ского музея Императора Александра III 
            Падугу, хрустальные плитки и кессо-  ной форме, опирающегося на саблю, воз-  и  окружающей  его  местности»  1911  г. 
          ны  галереи  выполнило  московское  то-  вышалась на пьедестале из яшмы. Однако   Фасадная  линия  проходит  от  Садовой 
          варищество  «И.П.  Хлебников,  сыновья   увидеть  этот  монумент  посетителям  не   улицы до угла Инженерной улицы с на-
          и  Ко».  В  Санкт-Петербурге  произвели:   удалось. В соответствии с декретом «О па-  бережной  Екатерининского  канала,  где 
          металлическую  конструкцию  плафона   мятниках Республики»  в 1918 г. памят-  показано сооружение, идентичное ново-
                                                                 13
          с  бронзовым  декором  (Металлический   ник был снят с пьедестала, а затем уничто-  му зданию Этнографического отдела. Со 
          завод),  бронзовые  базы,  капители  ко-  жен, он остался лишь на старых снимках,   стороны  дворов  развертывается  пано-
          лонн и пилястр (предприятие «А. Моран   хранящихся в фототеке музея.    рама  построек,  которые  берут  в  кольцо 
          и  Ко»),  стеклянные  перекрытия  («Сте-    В  настоящее  время  Мраморный  зал   Михайловский сад вместе с павильоном-
          кольно-Промышленное    акционерное   используется  для  выставок,  научных   пристанью  Росси.  Так  Свиньин  хотел 
          общество М.Л. Франк»).              конференций, фестивалей и форумов.  восстановить симметрию фасада по Ин-
            Полированная  фактура  мрамора  вы-                                   женерной  улице  и  сохранить  ансамбле-
          явила  глубину  и  разнообразие  его  от-  Неосуществленные планы       вый характер застройки территории.
          тенков.  Плиты  расположены  так,  чтобы   К концу 1915 г. Свиньину удалось осу-  План подвергся жесткой критике Со-
          рисунок не прерывался, а светло-розовые   ществить только половину задуманного,   вета  Академии  художеств,  который  ре-
          оттенки у входной арки переходят в тем-  но он рассчитывал, что здание Этногра-  шил  «оставить  западный  флигель  в  не-
          но-лиловый цвет в конце зала, что визу-  фического  отдела  будет  отстроено  пол-  прикосновенности,  на  соседнем  с  ним 
          ально  увеличивает  и  без  того  немалый   ностью.  Об  этих  планах  свидетельство-  земельном  участке  построить  здание 
          (935 кв. м) объем пространства.     вали  горы  гранитных  блоков  во  дворах   для  выставок» .  Проект  выставочно-
                                                                                               15
            Три стены Мраморного зала украшает   (в  1919  г.  гранит  переправили  на  Мар-  го  корпуса  на  углу  Инженерной  улицы 
          горельеф «Народы Российской империи»   сово  поле  для  оформления  мемориала   (дом 2/2) и Екатерининского канала был 
          длиной  96  м.  Он  задает  основную  тему 
          экспозиций музея – этническое многооб-  13  Декреты Советской власти. Т. II. 17 марта – 10 июля   14  Газета «Новое время». 12 (25) июня 1910 г. № 12 (301).
          разие  России.  На  скульптурной  полосе   1918 г. / Декрет о памятниках Республики от 12 апреля   15  Перскевич З.А. Русский музей императора Александра III:
          изображены  группы  из  183  фигур,  пред-  1918 г. Москва : Государственное издательство политиче-  здание для Этнографического и Памятного отделов //
          ставляющие  сценки  из  жизни  разных   ской литературы, 1959.          Музей. Традиции. Этничность. 2015. № 1 (17). – 141 с. : ил.
          народов.  Авторы  фриза  –  скульпторы 
          М.Я.  Харламов  и  В.С.  Богатырев.  Горе-
          льеф высоко оценили члены обеих комис-
         сий, а впоследствии и советские эксперты. 
         «Большой фриз решен очень оригиналь-
         но.  Здесь  и  национальность,  и  время, 
         и  события,  и  эпоха,  сама  техника  тоже 
               12
         новая» ,  –  отметил  скульптор  Н.В.  Ми-
          хайлов на заседании в честь 100-летия со 
          дня рождения М.Я. Харламова.
            В 1915 г. в центре зала появился бронзо-
         вый памятник высотой 3,55 м, выполнен-
         ный Харламовым и отлитый в мастерской 
         литейщика  Нелли.  Фигура  царя  в  обыч-

          12  Ефремов И.В. Матвей Яковлевич Харламов. Ленинград :
          Художник РСФСР, 1986. С. 22. – 78 с. : ил.
                                              Мраморный зал музея. Фотография О.В. Волковой, 2014
          40
   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47