Page 42 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 42
Выставка «Он построил наш дом». К 150-летию со дня рождения В.Ф. Свиньина.
Фотография О.В. Волковой, 2015
«Борцам революции») и следы котлова-
на, откопанного для фундаментов Садо-
вого корпуса (засыпан в 1924 г.).
Задача расширения комплекса для ра-
стущих коллекций была поставлена еще
в 1904 г., но ее решение долго откладыва-
ли. Архитектор не прекращал работать над
планом достройки здания Этнографиче-
ского отдела и разрабатывать проекты раз-
вития усадьбы Михайловского дворца. На
плане 1909 г. Свиньин вновь представил
Этнографический отдел в полном объеме
с заштрихованной недостроенной частью.
В 1910 г. архитектор опубликовал в
прессе свое видение фасада Русского
14
музея: с одинаковыми корпусами по обе-
им сторонам дворца. Для воплощения
такого плана потребовалось бы снести и
часть западных флигелей.
Через год Свиньин разработал мас-
штабный перспективный «План Рус-
ского музея Императора Александра III
Падугу, хрустальные плитки и кессо- ной форме, опирающегося на саблю, воз- и окружающей его местности» 1911 г.
ны галереи выполнило московское то- вышалась на пьедестале из яшмы. Однако Фасадная линия проходит от Садовой
варищество «И.П. Хлебников, сыновья увидеть этот монумент посетителям не улицы до угла Инженерной улицы с на-
и Ко». В Санкт-Петербурге произвели: удалось. В соответствии с декретом «О па- бережной Екатерининского канала, где
металлическую конструкцию плафона мятниках Республики» в 1918 г. памят- показано сооружение, идентичное ново-
13
с бронзовым декором (Металлический ник был снят с пьедестала, а затем уничто- му зданию Этнографического отдела. Со
завод), бронзовые базы, капители ко- жен, он остался лишь на старых снимках, стороны дворов развертывается пано-
лонн и пилястр (предприятие «А. Моран хранящихся в фототеке музея. рама построек, которые берут в кольцо
и Ко»), стеклянные перекрытия («Сте- В настоящее время Мраморный зал Михайловский сад вместе с павильоном-
кольно-Промышленное акционерное используется для выставок, научных пристанью Росси. Так Свиньин хотел
общество М.Л. Франк»). конференций, фестивалей и форумов. восстановить симметрию фасада по Ин-
Полированная фактура мрамора вы- женерной улице и сохранить ансамбле-
явила глубину и разнообразие его от- Неосуществленные планы вый характер застройки территории.
тенков. Плиты расположены так, чтобы К концу 1915 г. Свиньину удалось осу- План подвергся жесткой критике Со-
рисунок не прерывался, а светло-розовые ществить только половину задуманного, вета Академии художеств, который ре-
оттенки у входной арки переходят в тем- но он рассчитывал, что здание Этногра- шил «оставить западный флигель в не-
но-лиловый цвет в конце зала, что визу- фического отдела будет отстроено пол- прикосновенности, на соседнем с ним
ально увеличивает и без того немалый ностью. Об этих планах свидетельство- земельном участке построить здание
(935 кв. м) объем пространства. вали горы гранитных блоков во дворах для выставок» . Проект выставочно-
15
Три стены Мраморного зала украшает (в 1919 г. гранит переправили на Мар- го корпуса на углу Инженерной улицы
горельеф «Народы Российской империи» сово поле для оформления мемориала (дом 2/2) и Екатерининского канала был
длиной 96 м. Он задает основную тему
экспозиций музея – этническое многооб- 13 Декреты Советской власти. Т. II. 17 марта – 10 июля 14 Газета «Новое время». 12 (25) июня 1910 г. № 12 (301).
разие России. На скульптурной полосе 1918 г. / Декрет о памятниках Республики от 12 апреля 15 Перскевич З.А. Русский музей императора Александра III:
изображены группы из 183 фигур, пред- 1918 г. Москва : Государственное издательство политиче- здание для Этнографического и Памятного отделов //
ставляющие сценки из жизни разных ской литературы, 1959. Музей. Традиции. Этничность. 2015. № 1 (17). – 141 с. : ил.
народов. Авторы фриза – скульпторы
М.Я. Харламов и В.С. Богатырев. Горе-
льеф высоко оценили члены обеих комис-
сий, а впоследствии и советские эксперты.
«Большой фриз решен очень оригиналь-
но. Здесь и национальность, и время,
и события, и эпоха, сама техника тоже
12
новая» , – отметил скульптор Н.В. Ми-
хайлов на заседании в честь 100-летия со
дня рождения М.Я. Харламова.
В 1915 г. в центре зала появился бронзо-
вый памятник высотой 3,55 м, выполнен-
ный Харламовым и отлитый в мастерской
литейщика Нелли. Фигура царя в обыч-
12 Ефремов И.В. Матвей Яковлевич Харламов. Ленинград :
Художник РСФСР, 1986. С. 22. – 78 с. : ил.
Мраморный зал музея. Фотография О.В. Волковой, 2014
40