Page 40 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 40

Молебен, посвященный закладке здания Этнографического отдела
          Русского музея. РЭМ. ИМ1-39

                                                                                  «Афина  –  покровительница  искусств  и 
                                                                                  ремесел»,  созданная  по  рисунку  скуль-
                                                                                  птора  М.Я.  Харламова  (против  ее  уста-
                                                                                  новки возражал и Свиньин, и сам автор, 
                                                                                  но великий князь настоял). 
                                                                                    Внутренняя  планировка  музея  про-
                                                                                  думана и рациональна, все продиктовано 
                                                                                  удобством для размещения экспонатов и 
                                                                                  передвижения посетителей. Композиция 
                                                                                  залов,  лестниц  и  галерей  спланирова-
                                                                                  на  так,  чтобы  сохранялась  возможность 
                                                                                  кругового обзора. Боковые части здания 
                                                                                  симметричны,  на  двух  этажах  располо-
                                                                                  жены сквозные помещения для экспози-
                                                                                  ций и выставок. Второй этаж окаймляют 
                                                                                  галереи.  Высота  экспозиционных  залов 
                                                                                  со  световыми  потолками,  множеством 
                                                                                  арок  для  прохода  из  галереи  в  боковые 
                                                                                  залы создает атмосферу простора и ком-
                                                                                  форта.  Залы  оформлены  архитектором 
                                                                                  просто,  чтобы  не  мешать  восприятию 
                                                                                  экспонатов. 
                                                                                    Здание было построено с применени-
                                                                                  ем передовых технологий и привлечени-
                                                                                  ем лучших профессионалов. Работами по 
                                                                                  электроосвещению  руководил  профес-
                                                                                  сор  Л.В.  Свенторжецкий. Приточно-вы-
                                                                                  тяжную  вентиляцию  сделала  компания 
                                                                                  «Зигель и Ко». Материалы и оборудова-
                                                                                  ние поставляли самые известные фирмы 
                                                                                  Петербурга  и  Москвы  –  «Поставщики 
                                                                                  Императорского Двора».

                                                                                  Уникальные интерьеры
                                                                                    Отделочные  работы  в  здании  Этно-
                                                                                  графического отдела завершились лишь 
                                                                                  в  1916  г.  Отличительной  особенностью 
                                                        Главный фасад Российского   интерьеров стала облицовка лестниц, по-
                                                           этнографического музея.   лов и парадных залов уникальным мра-
                                                     Фотография В.А. Черненко, 2023  мором,  который  заготавливали  в  Оло-
                                                                                  нецкой  губернии,  близ  деревни  Тивдия 
          ретроспективизма», стал представителем 
          неоклассицизма .
                       10
            Здание   Этнографического   отдела 
          получилось  торжественным  и  наряд-
          ным.  Снаружи  и  изнутри  его  украша-
          ют  барельефы,  сделанные  по  рисункам 
          В.Ф. Свиньина. В декоре фасада триум-
          фальная  символика  в  традиции  ампира 
         соседствует с символами науки и искус-
         ства.  На  фронтоне  и  аттике  размещены 
         герб Российской империи, венки славы, 
         щиты и гирлянды, а также изображения 
         масок  фараонов,  свитков,  книг,  чертеж-
         ных  принадлежностей.  Над  входной 
         дверью помещены гербы России, Санкт-
         Петербурга и Москвы, окна оформлены 
         изображениями  факелов,  на  стене  –  ре-
         льеф с изображением античных филосо-
         фов. На аттике возвышается композиция 

          10  Кириков Б.М. Архитектура Петербурга конца ХIХ – начала
          ХХ века. Эклектика. Модерн. Неоклассицизм. Санкт-
          Петербург : Коло, 2006. С. 371. – 478 с. : ил.
                                                         Центральная часть главного фасада РЭМ. Фотография О.В. Волковой, 2014
          38
   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45