Page 40 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 40
Молебен, посвященный закладке здания Этнографического отдела
Русского музея. РЭМ. ИМ1-39
«Афина – покровительница искусств и
ремесел», созданная по рисунку скуль-
птора М.Я. Харламова (против ее уста-
новки возражал и Свиньин, и сам автор,
но великий князь настоял).
Внутренняя планировка музея про-
думана и рациональна, все продиктовано
удобством для размещения экспонатов и
передвижения посетителей. Композиция
залов, лестниц и галерей спланирова-
на так, чтобы сохранялась возможность
кругового обзора. Боковые части здания
симметричны, на двух этажах располо-
жены сквозные помещения для экспози-
ций и выставок. Второй этаж окаймляют
галереи. Высота экспозиционных залов
со световыми потолками, множеством
арок для прохода из галереи в боковые
залы создает атмосферу простора и ком-
форта. Залы оформлены архитектором
просто, чтобы не мешать восприятию
экспонатов.
Здание было построено с применени-
ем передовых технологий и привлечени-
ем лучших профессионалов. Работами по
электроосвещению руководил профес-
сор Л.В. Свенторжецкий. Приточно-вы-
тяжную вентиляцию сделала компания
«Зигель и Ко». Материалы и оборудова-
ние поставляли самые известные фирмы
Петербурга и Москвы – «Поставщики
Императорского Двора».
Уникальные интерьеры
Отделочные работы в здании Этно-
графического отдела завершились лишь
в 1916 г. Отличительной особенностью
Главный фасад Российского интерьеров стала облицовка лестниц, по-
этнографического музея. лов и парадных залов уникальным мра-
Фотография В.А. Черненко, 2023 мором, который заготавливали в Оло-
нецкой губернии, близ деревни Тивдия
ретроспективизма», стал представителем
неоклассицизма .
10
Здание Этнографического отдела
получилось торжественным и наряд-
ным. Снаружи и изнутри его украша-
ют барельефы, сделанные по рисункам
В.Ф. Свиньина. В декоре фасада триум-
фальная символика в традиции ампира
соседствует с символами науки и искус-
ства. На фронтоне и аттике размещены
герб Российской империи, венки славы,
щиты и гирлянды, а также изображения
масок фараонов, свитков, книг, чертеж-
ных принадлежностей. Над входной
дверью помещены гербы России, Санкт-
Петербурга и Москвы, окна оформлены
изображениями факелов, на стене – ре-
льеф с изображением античных филосо-
фов. На аттике возвышается композиция
10 Кириков Б.М. Архитектура Петербурга конца ХIХ – начала
ХХ века. Эклектика. Модерн. Неоклассицизм. Санкт-
Петербург : Коло, 2006. С. 371. – 478 с. : ил.
Центральная часть главного фасада РЭМ. Фотография О.В. Волковой, 2014
38