Page 35 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 35
НА СЛЕДИЕ
умозаключениях и в принятии неудов- Профессиональный цех сегодня рас- Интерес к архитектурному наследова-
летворительных, ошибочных решений. пался на две неравные группы. Одна нию заметен во всех городах России, где
Есть все основания считать, что убогая группа, исповедующая идеи авангарда, еще целы фрагменты исторической за-
или изуродованная информация, кото- обслуживает бизнес. Другая – неболь- стройки – неисчерпаемые источники об-
рую содержит новейшее массовое жилье, шая, молчаливая, но упрямая – следует разцов: в Нижнем Новгороде, Архангель-
есть не единственная, но и не последняя законам профессии. Это они разрабаты- ске, Перми, Иркутске… Это значит – есть
причина дебилизации населения – удру- вают зоны охраны исторических горо- просвещенные бизнесмены-инвесторы.
чающего факта, зафиксированного соци- дов (ставшие костью в горле бизнеса). Наконец, появились архитектурные вузы
ологами. Это они продолжают проектирование (или кафедры), программы которых
Человечество задумалось… и появи- в духе проверенных временем тради- ориентированы на архитектурное на-
лись «зеленая экономика» и «зеленая ций: в проектной практике последних следование. Следует ожидать успешной
политика», ориентированные на восста- тридцати лет возрождается историзм – конкуренции нового историзма с квази-
новление равновесия между природой и все чаще появляются решения, воспро- современной архитектурой и на проект-
цивилизацией. изводящие образы прошлого. Таких ном рынке.
Я надеюсь на неизбежное и недале- мастеров еще немного, они самостоя- Недостает только просвещенных мо-
кое появление новой отрасли экологии, тельно преодолели догмы авангарда, нархов или хотя бы министров, которые
исследующей ущерб, нанесенный лю- им пришлось учиться заново, но в их поставили бы преграду безнравственно-
дям бесчеловечной, функционально и распоряжении весь профессиональный му профессионализму.
информационно неполноценной архи- тезаурус, обогатившийся за последние Нам надо спешить. Мы получили от
тектурной средой. Это будет наука меж- десятилетия благодаря трудам истори- наших предков великое наследие – зна-
дисциплинарная, объединяющая усилия ков. После столетнего перерыва возоб- ния и умения создавать отличную среду
социологов, психологов, информатиков, новилось храмостроение, в котором обитания: человечную, здоровую, духов-
историков, статистиков и, конечно, архи- люди извечно реализовали стремление но полноценную.
текторов. к красоте. Берегите его!
1. Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного насле- 17. Боков А.В. Геометрические основания картины мира в архи-
дия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федера- тектуре: Автореф. дис. д-ра архит. М., 1995.
ции», ст. 3. 18. Ключевский В.О. Курс русской истории. В 8 т. Т. 3. М. : Гос. соц.-
2. Михайлов А.В., Козырева Е.А. Сохранение исторической среды экон. изд-во, 1957. Т. 3. С. 290.
Санкт-Петербурга. История формирования охранного зонирования 19. Малевич К.С. Государственникам от искусства // Анархия
объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) [газета за 1918 год].
Ленинграда – Санкт-Петербурга. СПб. : КГИОП, 2024. 20. Цитированы:
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. : Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха. М. : Гос. изд., 1924. С. 122.
Наука, 1977. Ладовский Н.А. Основы построения теории архитектуры //
4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре / Ю.М. Лотман – Известия АСНОВА. 1926.
СПб. : Искусство – СПб, 1994. Ладовский Н.А Из протоколов Живскульптурарх // В кн.: Масте-
5. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и ма- ра советской архитектуры об архитектуре. Т. 1. С. 344.
шине; или Кибернетика и общество / 2-е издание. – М. : Наука, 1983. Лисицкий Л.М. «Человек – мера всех портных». Известия АСНО-
6. Выготский Л.С. Психология искусства. М. : Искусство, 1968; ВА. 1926.
Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Труды по зна- Малевич К.С. От кубизма и футуризма к супрематизму. М., 1918.
ковым системам ТГУ. Тарту : ТГУ, 1964; Каган М.С. Лекции по марк- Мельников К.С. Из автобиографической рукописи // В кн.: Мастера
систско-ленинской эстетике. Л. : ЛГУ, 1971. советской архитектуры об архитектуре. Т. 2. М. : Искусство, 1975.
7. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М. : Политиздат, 1978. Пунин Н.Н. Искусство коммуны [газета]. № 1, 1918. Цит. по:
8. Винер Н. Указ. соч. ИРИ. Т. XI.
9. Щедровицкий Г.П. Об исходных принципах анализа проблемы 21. Луначарский А.В. Об отделе изобразительных искусств //
обучения и развития в рамках теории деятельности // В кн.: Обуче- Новый мир. 1966. № 9.
ние и развитие. М., 1966. Джонс Дж. К. Инженерное и художествен- 22. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования.
ное конструирование. М. : Мир, 1986. 2-е изд. М. : Стройиздат, 1982. С. 20.
10. Повесть временных лет // В кн.: Изборник. М. : Худож. лите- 23. Там же. С. 40, 42, 95.
ратура, 1969. С. 68. 24. Вклад авангарда в градостроительство ограничен теорией де-
11. Киево-Печерский патерик. [Электронный ресурс]. URL: https:// зурбанизма (М. Охитович, 1930), «параболой» Н. Ладовского (1932)
azbyka.ru/otech№ ik/Zhitija_svjatykh/kievo-pecherskiy_paterik/ и строчной застройкой (введена в обиход школой «Баухаус» в 1926 г.,
12. Бондаренко И.А. Русские города периода феодальной раздро- применялась в фашистских концлагерях, с 1960 г. – в массовой за-
бленности // Саваренская Т.Ф. История градостр. искусства. М. : стройке в СССР).
Стройиздат, 1984. 25. Мелодинский Д.Л. Архитектурная пропедевтика. История,
13. Лукомский Г.К. Памятники старинной русской архитектуры теория, практика. М. : Либроком, 2011.
в типах художественного строительства. Пг., 1916. С. 23, 53. 26. Инициаторами выступили И. Грабарь, К. Федин, И. Эренбург,
14. Гузевич Д.Ю., Гузевич И.Д. Великое посольство. Рубеж эпох, или Д. Лихачев и другие интеллигенты. В продолжение всей «оттепели»
Начало пути. 1697–1698. СПб. : Дмитрий Буланин, 2008. С. 66. шла борьба за создание организации. Наконец в 1965 году, после со-
15. Петр I. Речь при спуске фрегата «Шлисссельбург». ответствующего постановления Совета Министров РСФСР, состо-
Голиков И.И. Деяния Петра Великого. Ч. IV. М., 1788. С. 373. ялся учредительный съезд ВООПИК. Устав написал реставратор
16. Гуляницкий Н.Ф. Творческие методы архитекторов русского П.Д. Барановский.
классицизма при разработке ордерных композиций // Архитектур- 27. Лихачев Д.С. Экология культуры // Памятники Отечества.
ное наследство. № 22. М. : Стройиздат, 1974. С. 3–13. 1980. № 2. С. 198.
33