Page 31 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 31

НА СЛЕДИЕ


             Мы  унаследовали  от  прошлых  поко-  может  быть  востребована  (было  бы  же-  Архитектурное наследование занима-
           лений:                              лание) и потребителем, и заказчиком, и   ло ведущее место в профессии и прошло
             1)  объекты  недвижимости,  перечис-  практикующим архитектором, и студен-  бы красной нитью сквозь сумбур совет-
           ленные  в  первых  строках  статьи.  Эти   том  архитектурного  вуза.  Поэтому  про-  ских  лет  и  перестройки,  но  в  1955  году
           объекты служат людям непосредственно   должим перечень нашего наследия:  произошла катастрофа: невежественный
           для жизни и одновременно – образцами   – графическое архитектурное насле-  генсек Хрущев нарушил законы культу-
           для архитектора;                    дие:  проектные  и  обмерные  чертежи,   ры и профессии.
             2)  геометрические  универсалии  –   рисунки,  фотографии  зданий;  проект-
           круг,  квадрат,  крест,  «звезды»,  «сетки»   ные  и  фиксационные  планы  городов  –   * * *
           и их комбинации, лежащие в основе ре-  сокровищница образцов, доступная нам   Мы  подошли  к  самому  трудному  пе-
           гулярного  градостроения;  геометриче-  независимо от времени и места их соз-  риоду  истории  отечественной  архитек-
           ские  тела  –  параллелепипед,  пирамида,   дания;                       туры.
           цилиндр, полусфера и их комбинации –   –  тексты  (трактаты,  книги).  В  одних   Начало  трагедии  было  положено  в
           базис  объемного  проектирования.  Это   текстах  содержатся  регламенты,  норма-  1917 году, когда русское самодержавие не
           главные  слова  архитектурного  языка,   тивы,  предписания  и  пр.,  некогда  запе-  справилось с управлением страной. «По-
           «чистые  формы  порядка»,  противопо-  чатлевшие в правилах и цифрах удачные   рвалась дней связующая нить», – сказал
           ставленные  хаосу  природы,  знаки  кос-  (проверенные временем) параметры про-  бы Шекспир.
           моса.  «Ни  один  архитектор  не  является   ектируемых  объектов.  В  других  пред-  Запахло серой.
           самостоятельным  творцом  форм:  по  су-  ставлены  наборы  образцов  (история   В сонм темных сил, устроивших кро-
           ществу, он интерпретатор, разворачиваю-  архитектуры и ее типология). В третьих –   вавый хаос, затесалось несколько мелких
           щий нечто скрытое в том, что предостав-  запечатлен  опыт  осмысления  и  словес-  бесов, которым было поручено разорвать
           лено  ему  культурой.  <…>  Универсалии   ной  интерпретации  профессиональной   связи человека с Вышними силами. Бесы
           оказываются  заложенными  в  професси-  деятельности (читая трактаты Витрувия   нашли союзников-исполнителей – ниги-
           ональное сознание, как литеры в кассу, и   и Палладио, «Должность архитектурной   листов, назвавших себя авангардом.
           принятие проектного решения связано с   экспедиции», тексты Грабаря и Жолтов-  Не  сочтите  это  метафорой.  «Боги 
           почти  рефлекторной  процедурой  выбо-  ского, архитектор учится понимать суть   умерли.  Идут  хамы,  утверждают  свой 
           ра  той  или  иной  готовой  формулы,  что   собственной работы и постигать секреты   приход», – заявил лидер авангарда К. Ма-
           нередко  субъективно  ощущается  сугубо   архитектурного ремесла);       левич /19/.
           персональным творческим актом» /17/;   7) профессиональные методы – сово-  Воспользовавшись  хаосом  для  ут-
             3)  архетипы  зданий  и  сооружений,   купность  приемов  и  способов  проекти-  верждения своих амбиций, авангард объ-
           потерявшие  в  ходе  тысяч  воспроизве-  рования; в их числе первое место отдано   явил войну культуре прошлого.
           дений  «авторскую»  индивидуальность.   творчеству по образцу;             Своей теории авангард не создал – ее
           Во тьму веков уходит помещение – про-  8) приемы обучения-образования, вы-  заменяет всеотрицание в виде лозунгов,
           странственная  ячейка,  защищающая  че-  работанные  предшественниками  и  обе-  провозглашенных  лидерами  этой  секты.
           ловека  от  внешнего  мира,  замкнутая  в   спечивающие трансляцию знаний и уме-  Истинность этих суждений никто не до-
           стены – потолок – пол. Столь же стары   ний от поколения к поколению.    казал. Парадигма авангарда шизоидна и
           типы комбинации исходных ячеек: анфи-  Великий историк Василий Осипович   аморальна.
           ладные, коридорные, зальные структуры,   Ключевский сказал:                Судите сами.
           обеспечивающие  потребность  в  диффе-  «Я не знаю, каков будет человек через   Они  отрицали  весь  прошлый  опыт
           ренциации-интеграции житейских ситу-  тысячу лет; но отнимите у современного   человечества.  «Моя  философия:  перио-
           аций. Известен ряд архитектурных форм,   человека  этот  нажитый  и  доставшийся   дическое  уничтожение  городов,  сел  как 
           в которые давно отлились сложные про-  ему по наследству скарб обрядов, обыча-  устаревших  форм.  Изгнание  природы  из 
           цессы: античный театр, цирк, стадион –   ев и всяких условностей, – и он все забу-  пределов  искусства,  уничтожение  любви 
           их  структура  возобновляется  каждый   дет, всему разучится и должен будет все   и искренности в искусстве» (К. Малевич). 
           раз,  когда  некое  зрелище  уготовано  для   начать сызнова» /18/.      «Взорвать,  разрушить,  стереть  с  лица 
           множества зрителей;                                                      земли старые художественные формы – 
             4) приемы, обеспечивающие психоло-               * * *                 как не мечтать об этом новому художни-
           гический  комфорт  зданий:  окна,  откры-  Итак, тысячелетняя история архитек-  ку, новому человеку!» (Н. Пунин).
           вающие  помещение  вовне  (каменный   туры в России предстала перед нами как   Отрицали внимание к человеку: «Пра-
           мешок тюрьмы – условие и предтеча кла-  процесс  законосообразного  сохранения-  бабушки верили, <…> что человек – мера 
           устрофобии);  введение  в  композицию   преобразования знаний и умений – про-  всех  вещей.  <…>  Человек  –  портному 
           деталей (проемов, ступеней), сомасштаб-  цесс  культурного  наследования.  И  вот   мера,  а архитектуру  мерьте  архитек-
           ных человеку;                       результат:  подавляющее  большинство   турой!» (Л. Лисицкий).
             5)  язык  архитектуры,  совокупность   зданий,  созданных  за  эти  века,  сегод-  Отрицали  закон  преемственности
           знаков с особыми морфологией, синтак-  ня  мы  используем  по  прямому  назна-  ради   «самовыражения»:   «Творчество 
           сисом, семантикой, поэтикой. «Памятни-  чению  –  церкви  и  вокзалы,  доходные   там,  где  можно  сказать –  ЭТО  МОЁ»
           ки» и города говорят с нами, мы понима-  дома и больницы. Иные обрели, подобно   (К. Мельников).
           ем их язык, и они воздействуют на наш   крепостям  и  дворцам,  высокую  просве-  Истоком  творчества  объявили  соб-
           духовный мир;                       тительскую  роль  как  музеи.  В  старых   ственную  интуицию:  «Интуитивная 
             6)  вся  эта  информация  давно  зако-  центрах городов, в уцелевших селах нам   форма  должна  выйти  из  ничего.  Так  же, 
           дирована в изображениях и текстах, со-  удобно жить, мы любуемся их красотой   как  и  Разум,  творящий  вещи  для  обихо-
           брана,  систематизирована  и  осмыслена,   и под ее влиянием становимся, надеюсь,   да жизни, выводит из ничего и совершен-
           хранится в архитектурной библиотеке и   умнее, спокойнее и добрее.       ствует» (К. Малевич).


                                                                                                                  29
   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36