Page 31 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 31
НА СЛЕДИЕ
Мы унаследовали от прошлых поко- может быть востребована (было бы же- Архитектурное наследование занима-
лений: лание) и потребителем, и заказчиком, и ло ведущее место в профессии и прошло
1) объекты недвижимости, перечис- практикующим архитектором, и студен- бы красной нитью сквозь сумбур совет-
ленные в первых строках статьи. Эти том архитектурного вуза. Поэтому про- ских лет и перестройки, но в 1955 году
объекты служат людям непосредственно должим перечень нашего наследия: произошла катастрофа: невежественный
для жизни и одновременно – образцами – графическое архитектурное насле- генсек Хрущев нарушил законы культу-
для архитектора; дие: проектные и обмерные чертежи, ры и профессии.
2) геометрические универсалии – рисунки, фотографии зданий; проект-
круг, квадрат, крест, «звезды», «сетки» ные и фиксационные планы городов – * * *
и их комбинации, лежащие в основе ре- сокровищница образцов, доступная нам Мы подошли к самому трудному пе-
гулярного градостроения; геометриче- независимо от времени и места их соз- риоду истории отечественной архитек-
ские тела – параллелепипед, пирамида, дания; туры.
цилиндр, полусфера и их комбинации – – тексты (трактаты, книги). В одних Начало трагедии было положено в
базис объемного проектирования. Это текстах содержатся регламенты, норма- 1917 году, когда русское самодержавие не
главные слова архитектурного языка, тивы, предписания и пр., некогда запе- справилось с управлением страной. «По-
«чистые формы порядка», противопо- чатлевшие в правилах и цифрах удачные рвалась дней связующая нить», – сказал
ставленные хаосу природы, знаки кос- (проверенные временем) параметры про- бы Шекспир.
моса. «Ни один архитектор не является ектируемых объектов. В других пред- Запахло серой.
самостоятельным творцом форм: по су- ставлены наборы образцов (история В сонм темных сил, устроивших кро-
ществу, он интерпретатор, разворачиваю- архитектуры и ее типология). В третьих – вавый хаос, затесалось несколько мелких
щий нечто скрытое в том, что предостав- запечатлен опыт осмысления и словес- бесов, которым было поручено разорвать
лено ему культурой. <…> Универсалии ной интерпретации профессиональной связи человека с Вышними силами. Бесы
оказываются заложенными в професси- деятельности (читая трактаты Витрувия нашли союзников-исполнителей – ниги-
ональное сознание, как литеры в кассу, и и Палладио, «Должность архитектурной листов, назвавших себя авангардом.
принятие проектного решения связано с экспедиции», тексты Грабаря и Жолтов- Не сочтите это метафорой. «Боги
почти рефлекторной процедурой выбо- ского, архитектор учится понимать суть умерли. Идут хамы, утверждают свой
ра той или иной готовой формулы, что собственной работы и постигать секреты приход», – заявил лидер авангарда К. Ма-
нередко субъективно ощущается сугубо архитектурного ремесла); левич /19/.
персональным творческим актом» /17/; 7) профессиональные методы – сово- Воспользовавшись хаосом для ут-
3) архетипы зданий и сооружений, купность приемов и способов проекти- верждения своих амбиций, авангард объ-
потерявшие в ходе тысяч воспроизве- рования; в их числе первое место отдано явил войну культуре прошлого.
дений «авторскую» индивидуальность. творчеству по образцу; Своей теории авангард не создал – ее
Во тьму веков уходит помещение – про- 8) приемы обучения-образования, вы- заменяет всеотрицание в виде лозунгов,
странственная ячейка, защищающая че- работанные предшественниками и обе- провозглашенных лидерами этой секты.
ловека от внешнего мира, замкнутая в спечивающие трансляцию знаний и уме- Истинность этих суждений никто не до-
стены – потолок – пол. Столь же стары ний от поколения к поколению. казал. Парадигма авангарда шизоидна и
типы комбинации исходных ячеек: анфи- Великий историк Василий Осипович аморальна.
ладные, коридорные, зальные структуры, Ключевский сказал: Судите сами.
обеспечивающие потребность в диффе- «Я не знаю, каков будет человек через Они отрицали весь прошлый опыт
ренциации-интеграции житейских ситу- тысячу лет; но отнимите у современного человечества. «Моя философия: перио-
аций. Известен ряд архитектурных форм, человека этот нажитый и доставшийся дическое уничтожение городов, сел как
в которые давно отлились сложные про- ему по наследству скарб обрядов, обыча- устаревших форм. Изгнание природы из
цессы: античный театр, цирк, стадион – ев и всяких условностей, – и он все забу- пределов искусства, уничтожение любви
их структура возобновляется каждый дет, всему разучится и должен будет все и искренности в искусстве» (К. Малевич).
раз, когда некое зрелище уготовано для начать сызнова» /18/. «Взорвать, разрушить, стереть с лица
множества зрителей; земли старые художественные формы –
4) приемы, обеспечивающие психоло- * * * как не мечтать об этом новому художни-
гический комфорт зданий: окна, откры- Итак, тысячелетняя история архитек- ку, новому человеку!» (Н. Пунин).
вающие помещение вовне (каменный туры в России предстала перед нами как Отрицали внимание к человеку: «Пра-
мешок тюрьмы – условие и предтеча кла- процесс законосообразного сохранения- бабушки верили, <…> что человек – мера
устрофобии); введение в композицию преобразования знаний и умений – про- всех вещей. <…> Человек – портному
деталей (проемов, ступеней), сомасштаб- цесс культурного наследования. И вот мера, а архитектуру мерьте архитек-
ных человеку; результат: подавляющее большинство турой!» (Л. Лисицкий).
5) язык архитектуры, совокупность зданий, созданных за эти века, сегод- Отрицали закон преемственности
знаков с особыми морфологией, синтак- ня мы используем по прямому назна- ради «самовыражения»: «Творчество
сисом, семантикой, поэтикой. «Памятни- чению – церкви и вокзалы, доходные там, где можно сказать – ЭТО МОЁ»
ки» и города говорят с нами, мы понима- дома и больницы. Иные обрели, подобно (К. Мельников).
ем их язык, и они воздействуют на наш крепостям и дворцам, высокую просве- Истоком творчества объявили соб-
духовный мир; тительскую роль как музеи. В старых ственную интуицию: «Интуитивная
6) вся эта информация давно зако- центрах городов, в уцелевших селах нам форма должна выйти из ничего. Так же,
дирована в изображениях и текстах, со- удобно жить, мы любуемся их красотой как и Разум, творящий вещи для обихо-
брана, систематизирована и осмыслена, и под ее влиянием становимся, надеюсь, да жизни, выводит из ничего и совершен-
хранится в архитектурной библиотеке и умнее, спокойнее и добрее. ствует» (К. Малевич).
29