Page 27 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 27
НА СЛЕДИЕ
золото окладов и утвари; как в танце,
движутся священнослужители; звучат
мелодии песнопений… Внешний же об-
лик соборов суров: они массивны, призе-
мисты, почти лишены декора; членения
фасадов зависят только от расположения
внутренних пространств.
Мастера-византийцы уехали. Церкви,
построенные их русскими учениками,
пришли словно из другого мира. Риту-
альное пространство стало уменьшаться:
мастера перенесли внимание на внеш-
ний облик храма. Меняются общие про-
порции зданий: если раньше плановые
габариты были примерно равны высоте,
то теперь высота в несколько раз больше,
особенно заметно вытягиваются бараба-
ны. Стены и проемы обретают сначала
несложный, а затем все более нарядный
декор. Профилированные лопатки на
углах объемов подчеркивают стремле-
ние здания вверх; с особенной любо-
вью мастера разрабатывают верхнюю
зону храма – ярусы изысканных трех-
Соотношение внутреннего пространства и объема. лопастных арок и цепочки кокошников:
Церковь в селе Уна. Обмер В.В. Суслова они не нужны ни символически, ни кон-
структивно, но так прекрасен устремлен-
ный ввысь силуэт!
Мы вправе задать вопрос: какая мысль
довлела средневековому соотечествен-
нику? Ответ может быть только один:
инстинктивно наделяя красотой руко-
творное строение, вписывая его в вечную
красоту природы, зодчий и обыватель со-
беседовали с Вышними силами. Русские
воспринимали здание церкви как мо-
литву: церковь «сама взывает к Богу на
строителя своего», утверждал летописец
XIII века /11/. Молитва эта была высока
и прекрасна, как высоки и прекрасны де-
ревья, испокон веку чтимые славянами.
Ни один тип зданий не мог сравниться
с храмами по высоте, сложности силуэта
Введенский погост на реке Устье. Реконструкция Ю.С. Ушакова и богатству убранства. Вознесенные над
Москва. Казанский вокзал, высотное здание у Красных ворот, гостиница «Ленинградская». ХХ в.
25