Page 27 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 27

НА СЛЕДИЕ


                                                                                    золото  окладов  и  утвари;  как  в  танце,
                                                                                    движутся  священнослужители;  звучат
                                                                                    мелодии  песнопений…  Внешний  же  об-
                                                                                    лик соборов суров: они массивны, призе-
                                                                                    мисты,  почти  лишены  декора;  членения
                                                                                    фасадов зависят только от расположения
                                                                                    внутренних пространств.
                                                                                      Мастера-византийцы уехали. Церкви,
                                                                                    построенные  их  русскими  учениками,
                                                                                    пришли  словно  из  другого  мира.  Риту-
                                                                                    альное пространство стало уменьшаться:
                                                                                    мастера  перенесли  внимание  на  внеш-
                                                                                    ний облик храма. Меняются общие про-
                                                                                    порции  зданий:  если  раньше  плановые
                                                                                    габариты были примерно равны высоте,
                                                                                    то теперь высота в несколько раз больше,
                                                                                    особенно заметно вытягиваются бараба-
                                                                                    ны.  Стены  и  проемы  обретают  сначала
                                                                                    несложный, а затем все более нарядный
                                                                                    декор.  Профилированные  лопатки  на
                                                                                    углах  объемов  подчеркивают  стремле-
                                                                                    ние  здания  вверх;  с  особенной  любо-
                                                                                    вью  мастера  разрабатывают  верхнюю
                                                                                    зону  храма  –  ярусы  изысканных  трех-
           Соотношение внутреннего пространства и объема.                           лопастных арок и цепочки кокошников:
           Церковь в селе Уна. Обмер В.В. Суслова                                   они не нужны ни символически, ни кон-
                                                                                    структивно, но так прекрасен устремлен-
                                                                                    ный ввысь силуэт!
                                                                                      Мы вправе задать вопрос: какая мысль
                                                                                    довлела  средневековому  соотечествен-
                                                                                    нику?  Ответ  может  быть  только  один:
                                                                                    инстинктивно  наделяя  красотой  руко-
                                                                                    творное строение, вписывая его в вечную
                                                                                    красоту природы, зодчий и обыватель со-
                                                                                    беседовали с Вышними силами. Русские
                                                                                    воспринимали  здание  церкви  как  мо-
                                                                                    литву: церковь «сама взывает к Богу на
                                                                                    строителя своего», утверждал летописец
                                                                                    XIII века /11/. Молитва эта была высока
                                                                                    и прекрасна, как высоки и прекрасны де-
                                                                                    ревья,  испокон  веку  чтимые  славянами.
                                                                                    Ни  один  тип  зданий  не  мог  сравниться
                                                                                    с храмами по высоте, сложности силуэта
           Введенский погост на реке Устье. Реконструкция Ю.С. Ушакова              и богатству убранства. Вознесенные над

























           Москва. Казанский вокзал, высотное здание у Красных ворот, гостиница «Ленинградская». ХХ в.
                                                                                                                  25
   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32