Page 25 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 25

НА СЛЕДИЕ

          КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ?







           направленные  на  их  создание  (творче-  экзистенциальными. Это стремление по-  желый»  низ  и  «легкий»  верх  в  силуэте
           ский акт), и свойства объекта, оценивае-  нять порядок (греч. Κόσμος) окружающе-  и  частях  зданий,  упругие  линии  эхина
           мые потребителем в процессе использо-  го мира и быть с ним в гармонии.   и энтазиса  античной  колонны  и  луко-
           вания и восприятия объекта /6/.        Средством ее удовлетворения служит   вичного купола), – знаки земного тяготе-
             Такой общностью является информа-  КРАСОТА,  красота  природы  и  «второй   ния. Природа наделила человека шестым
           ция.  Попробуем  доказать  это  утвержде-  природы» – архитектуры. Если архитек-  чувством,  чувством  притяжения  Земли,
           ние, рассмотрев все этапы архитектурно-  тору удастся ее создать, его назовут ху-  и снабдила соответствующим органом –
           го процесса.                        дожником, а его работу – искусством.   вестибулярным  аппаратом,  управляю-
             1. Архитектор получил заказ. В его со-  Что есть красота и почему ее обожест-  щим  равновесием  нашего  тела.  Homo
           знании возникает визуальный образ бу-  вляют люди? – спросил поэт. Мы не зна-  sapiens  осмыслил  земное  тяготение  как
           дущей постройки – информация в виде   ем, хотя и признаем, что красота – «одна   силу,  препятствующую  воздвижению
           некоего  образа  (образца),  виденного  им   из важнейших категорий культуры, кате-  камня  на  камень,  стремящуюся  разру-
           по соседству или в книге.           гория неутилитарная, обозначающая со-  шить все построенное, и ответил изобре-
             2.  Он  составляет  проект,  то  есть  со-  вершенство и вызывающая у наблюдате-  тениями,  реально  и  визуально  эту  силу
           вершает  ряд  операций,  руководствуясь   ля наслаждение» /Википедия/.   преодолевающими.
           знаниями  и  умениями,  полученными  в   А ведь эту тайну люди раскрыли дав-  Красота – интеграл этих законов. Соз-
           вузе (в  этот момент знание, понимание,   но.  Пифагор,  Аристотель,  Платон  виде-  дающий красоту собеседует с Вышними
           умение – синонимы информации).      ли  в  красоте  категорию  нерассудочную,   силами.
             3.  Проект-чертеж  –  план,  фасад,  раз-  божественную, воплощение математики,   Даром творить красоту наделены мно-
           рез и пр. – это геометрические фигуры,   торжество  целесообразности,  олицетво-  гие искусства, особенно музыка, высокая
           содержащие  информацию  о  структуре   рение блага, совершенство космоса. Кто   музыка Баха, Генделя, Моцарта. К сожа-
           будущего объекта, его форме. К вопросу   установил  порядок  мироздания?  Вы-  лению, такая музыка не звучит в нашем
           об их источнике мы еще вернемся.    шние силы – так отвечают на этот вопрос   быту постоянно; самую умную и проник-
             4. Мастера-строители, пользуясь соб-  все религии и почти все философии. Ни-  новенную  книгу  не  прочтет  неграмот-
           ственным запасом знаний и умений, пе-  кто  не  доказал,  но  и  не  опроверг  суще-  ный, и, возможно, вы благополучно обхо-
           реводят  проект  в  дерево,  камень,  бетон.   ствование этих сил.       дитесь без кино и театра.
           Появляется  артефакт,  материальный    Вернемся  к  нашей  модели  архитек-  Миновать архитектуру – дом и город,
           объект (здание или поселение), и он тож-  турного  процесса,  к  пункту  3,  когда  ар-  плохи они или прекрасны, – не удается
           дествен бумажному чертежу.          хитектор  назначает  структуру  будущего   никому.  В  этом  –  корень  ответственно-
             И в чертеже, и в здании информация   объекта, его геометрию, симметрию, про-  сти, которая лежит на архитекторе.
           объективирована, отчуждена от автора   порции. Мы настолько привыкли к ним,   «Родовое  предназначение  архитек-
           и исполнителей. И чертеж, и здание те-  что  не  задаем  себе  вопроса:  откуда  взя-  туры  –  вызывать  положительные  эмо-
           перь принадлежат культуре.          лись эти вещи?                       ции»,  –  писал  французский  аббат,  тео-
             5. Наконец, появляется пользователь,   Н.  Винер  дал  еще  одно  определение   ретик  классицизма  М.-А.  Ложье.  Наш
           заказчик  или  обыватель.  Он  считыва-  информации:  «Информация  –  это  обо-  современник  академик  Валентин  Федо-
           ет заложенную в здании информацию и   значение  содержания,  полученное  нами   рович Назаров сказал лучше: «Архитек-
           оценивает ее как свойства объекта – его   из  внешнего  мира  в  процессе  приспоса-  тура должна быть доброй».
           полезность,  прочность,  красоту.  Благо,   бливания  к  нему  нас  и  наших  чувств»   Рискну  сформулировать  эту  важ-
           если он удовлетворен, доволен, покоен…   /8/.  Следовательно,  мы  вправе  заклю-  ную  мысль  жестче:  архитектура  –  са-
           Тогда  артефакт  становится  образцом  и   чить:  геометрические  линии  и  формы,   мое  гуманное  искусство,  она  призвана
           процесс возобновляется.             составившие  формальный  арсенал  зод-  оберегать  и  физическое,  и  психическое
             Смысл профессии архитектора – слу-  чего,  и  их  сочетания,  называемые  ком-  здоровье  людей  –  и  тем  способствовать
           жение  людям,  содержание  профессии  –   позицией, есть знаки, зримо передающие   выживанию человечества как вида.
           удовлетворение их потребностей. Кроме   нам,  людям,  информацию  о  космосе,  о
           базовых  биологических  потребностей   планете Земля, о ее живой природе. Вер-          * * *
           (в пище,  в  самосохранении,  в  продол-  тикаль соответствует линии притяжения   Вернемся  к  упомянутой  выше  теме
           жении  рода),  человеку  свойственны  по-  земли,  горизонталь  –  горизонту  океана.   образца.  Накопление  профессией  зна-
           требности,  которые  удовлетворяются   Окружности – это пути планет, следы от   ний и умений происходит и происходило
           средствами архитектуры (потребность в   брошенного  в  воду  камня.  Ритмически   благодаря  использованию  образцов –
           укрытии, защите, в удобстве-комфорте –   бьется  сердце…  Многообразные  виды   утверждение  не  столь  компрометантно
           ради  сохранения  здоровья  и  энергии  в   симметрии в архитектуре, как и пропор-  для творческой личности, как покажется
           разных житейских ситуациях; потребно-  ции, задолго до архитектуры воплощены   иному читателю.
           сти коммуникативные – общение с дру-  природой  в  форме  раковин  моллюсков,   Слово  образец  принадлежит  к  семье
           гими;  потребности  в  самоутверждении,   морских звезд, цветов и соцветий земных   слов,  богатой  высокими  смыслами:  об-
           во власти, в успехе) /7/ .          растений и в формах высших животных.  раз,  воображение,  преобразование,  об-
             Особое  место  в  этом  ряду  занимают   Средства  композиции,  которые  мы   разцовый (лучший). Следование образцу
           потребности духовные, их еще называют   объединяем понятием «тектоника» («тя-  и его преобразование составляют норму


                                                                                                                  23
   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30