Page 25 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 25
НА СЛЕДИЕ
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ?
направленные на их создание (творче- экзистенциальными. Это стремление по- желый» низ и «легкий» верх в силуэте
ский акт), и свойства объекта, оценивае- нять порядок (греч. Κόσμος) окружающе- и частях зданий, упругие линии эхина
мые потребителем в процессе использо- го мира и быть с ним в гармонии. и энтазиса античной колонны и луко-
вания и восприятия объекта /6/. Средством ее удовлетворения служит вичного купола), – знаки земного тяготе-
Такой общностью является информа- КРАСОТА, красота природы и «второй ния. Природа наделила человека шестым
ция. Попробуем доказать это утвержде- природы» – архитектуры. Если архитек- чувством, чувством притяжения Земли,
ние, рассмотрев все этапы архитектурно- тору удастся ее создать, его назовут ху- и снабдила соответствующим органом –
го процесса. дожником, а его работу – искусством. вестибулярным аппаратом, управляю-
1. Архитектор получил заказ. В его со- Что есть красота и почему ее обожест- щим равновесием нашего тела. Homo
знании возникает визуальный образ бу- вляют люди? – спросил поэт. Мы не зна- sapiens осмыслил земное тяготение как
дущей постройки – информация в виде ем, хотя и признаем, что красота – «одна силу, препятствующую воздвижению
некоего образа (образца), виденного им из важнейших категорий культуры, кате- камня на камень, стремящуюся разру-
по соседству или в книге. гория неутилитарная, обозначающая со- шить все построенное, и ответил изобре-
2. Он составляет проект, то есть со- вершенство и вызывающая у наблюдате- тениями, реально и визуально эту силу
вершает ряд операций, руководствуясь ля наслаждение» /Википедия/. преодолевающими.
знаниями и умениями, полученными в А ведь эту тайну люди раскрыли дав- Красота – интеграл этих законов. Соз-
вузе (в этот момент знание, понимание, но. Пифагор, Аристотель, Платон виде- дающий красоту собеседует с Вышними
умение – синонимы информации). ли в красоте категорию нерассудочную, силами.
3. Проект-чертеж – план, фасад, раз- божественную, воплощение математики, Даром творить красоту наделены мно-
рез и пр. – это геометрические фигуры, торжество целесообразности, олицетво- гие искусства, особенно музыка, высокая
содержащие информацию о структуре рение блага, совершенство космоса. Кто музыка Баха, Генделя, Моцарта. К сожа-
будущего объекта, его форме. К вопросу установил порядок мироздания? Вы- лению, такая музыка не звучит в нашем
об их источнике мы еще вернемся. шние силы – так отвечают на этот вопрос быту постоянно; самую умную и проник-
4. Мастера-строители, пользуясь соб- все религии и почти все философии. Ни- новенную книгу не прочтет неграмот-
ственным запасом знаний и умений, пе- кто не доказал, но и не опроверг суще- ный, и, возможно, вы благополучно обхо-
реводят проект в дерево, камень, бетон. ствование этих сил. дитесь без кино и театра.
Появляется артефакт, материальный Вернемся к нашей модели архитек- Миновать архитектуру – дом и город,
объект (здание или поселение), и он тож- турного процесса, к пункту 3, когда ар- плохи они или прекрасны, – не удается
дествен бумажному чертежу. хитектор назначает структуру будущего никому. В этом – корень ответственно-
И в чертеже, и в здании информация объекта, его геометрию, симметрию, про- сти, которая лежит на архитекторе.
объективирована, отчуждена от автора порции. Мы настолько привыкли к ним, «Родовое предназначение архитек-
и исполнителей. И чертеж, и здание те- что не задаем себе вопроса: откуда взя- туры – вызывать положительные эмо-
перь принадлежат культуре. лись эти вещи? ции», – писал французский аббат, тео-
5. Наконец, появляется пользователь, Н. Винер дал еще одно определение ретик классицизма М.-А. Ложье. Наш
заказчик или обыватель. Он считыва- информации: «Информация – это обо- современник академик Валентин Федо-
ет заложенную в здании информацию и значение содержания, полученное нами рович Назаров сказал лучше: «Архитек-
оценивает ее как свойства объекта – его из внешнего мира в процессе приспоса- тура должна быть доброй».
полезность, прочность, красоту. Благо, бливания к нему нас и наших чувств» Рискну сформулировать эту важ-
если он удовлетворен, доволен, покоен… /8/. Следовательно, мы вправе заклю- ную мысль жестче: архитектура – са-
Тогда артефакт становится образцом и чить: геометрические линии и формы, мое гуманное искусство, она призвана
процесс возобновляется. составившие формальный арсенал зод- оберегать и физическое, и психическое
Смысл профессии архитектора – слу- чего, и их сочетания, называемые ком- здоровье людей – и тем способствовать
жение людям, содержание профессии – позицией, есть знаки, зримо передающие выживанию человечества как вида.
удовлетворение их потребностей. Кроме нам, людям, информацию о космосе, о
базовых биологических потребностей планете Земля, о ее живой природе. Вер- * * *
(в пище, в самосохранении, в продол- тикаль соответствует линии притяжения Вернемся к упомянутой выше теме
жении рода), человеку свойственны по- земли, горизонталь – горизонту океана. образца. Накопление профессией зна-
требности, которые удовлетворяются Окружности – это пути планет, следы от ний и умений происходит и происходило
средствами архитектуры (потребность в брошенного в воду камня. Ритмически благодаря использованию образцов –
укрытии, защите, в удобстве-комфорте – бьется сердце… Многообразные виды утверждение не столь компрометантно
ради сохранения здоровья и энергии в симметрии в архитектуре, как и пропор- для творческой личности, как покажется
разных житейских ситуациях; потребно- ции, задолго до архитектуры воплощены иному читателю.
сти коммуникативные – общение с дру- природой в форме раковин моллюсков, Слово образец принадлежит к семье
гими; потребности в самоутверждении, морских звезд, цветов и соцветий земных слов, богатой высокими смыслами: об-
во власти, в успехе) /7/ . растений и в формах высших животных. раз, воображение, преобразование, об-
Особое место в этом ряду занимают Средства композиции, которые мы разцовый (лучший). Следование образцу
потребности духовные, их еще называют объединяем понятием «тектоника» («тя- и его преобразование составляют норму
23