Page 28 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 28

Вязьма.                               Петербург. Адмиралтейство.        Дом городских учреждений на Садовой
          Церковь Одигитрии Смоленской. 1654 (?)  Проект. И. Коробов. 1730-е гг.  улице, 55–57. А. Лишневский. 1902–1904





























          городом или над широкими полями зда-  самые высокие точки в ландшафте, име-  (с приглашением  вначале  иноземных
          ния церквей были видны отовсюду и из-  ли  самые  крупные  размеры  и  вырази-  ученых), в открытии общеобразователь-
          далека. Значит, постоянно иметь в поле   тельные формы; близ них располагались   ных школ и профессиональных училищ,
          зрения эту зримую молитву – насущная   площади – места общения горожан. Ско-  в массовом светском книгопечатании но-
          потребность сознания.               пища  рядовых  строений  располагались   вым гражданским шрифтом и т. д.
            Означала ли эта закономерность тор-  ниже  по  рельефу;  город  сохранял  при-  Архитектурная   профессия   обрела
          жество  православия?  История  отвечает:   сущую  деревням  «отдельность»  усадеб,   много неизвестных ранее знаний и уме-
          нет, не означала. Очень рано шатры стали   даже  если  дома  строили  из  камня  (не  в   ний.  Главным  из  них  стало  чертежное
          достоянием  фортификационного  зодче-  пример  слитным  улицам  европейских   проектирование,  монаршей  волей  вне-
          ства, затем купола, шатры, шпили пере-  городов), и потому посады не раз выпле-  дренное  Петром  в  практику.  Чертеж-
          шли в зодчество гражданское (вспомните   скивались за крепостные стены и вокруг   проект сделал возможным «образцовое»
          деревянный Коломенский дворец).     них строили новые укрепления… Повто-  и  градостроительное  проектирование  и
            С   XVIII  века  архитекторы  венчают   ряемость (подобие) элементов застройки   положил  начало  формированию  важ-
          куполами, шатрами, шпилями самые раз-  (усадеб) вытекала из метода работы зод-  нейшей  части  профессиональной  куль-
          ные здания – верфи, дворцы, институты,   чих  «по  образцу»,  обеспечивала  и  ком-  туры – архиву чертежей, отчужденному
          доходные дома. Культура хранила порыв   фортность  частного  жизнеустройства,  и   от архитектора хранилищу информации.
          к  непознаваемому:  шатры  вознесутся   слитность  жизнеустройства  городского   Вторым  петровским  «захватом»  яви-
          над  московскими  высотками,  башни  со   сообщества. В совокупности эти приемы   лось  освоение  античного  ордера  в  виде
          шпилями  будут  доминировать  в  ленин-  превращали город в ансамбль.   строгой системы форм и правил их соче-
          градских  ансамблях  1930–1950-х  годов,   «Художественный  облик  русских  го-  тания. Случилось невероятное: интуиция
          а позже украсят знаменитые речные вок-  родов заключается главным образом в их   Петра  Великого  побудила  его  признать
          залы  архитектора  Тимофея  Садовского.   живописности,  т.  е.  в  картинности  того   истоком культуры Древнюю Грецию!
          Зачем? Не иначе как из смутной потреб-  пейзажа,  на  фоне  которого  выделяется   «Товарищи!   Писатели   поставля-
          ности, названной философами экзистен-  собственно архитектура. <…> Типичный   ют  древнее  обиталище  наук  в  Гре-
          циальной. Другого смысла в них нет.  пейзаж  русской  провинции  образуется   ции,   но   кои,   судьбиною   времян
            Позволю себе напомнить читателю не-  не  только  из  соединения  многих  харак-  бывши  из  оныя  изгнаны,  и  по  том  раз-
          которые страницы нашей истории, иллю-  терных для нее сооружений, но и из атри-  сеялись  по  Европе  до  самыя  Поль-
          стрирующие эту закономерность.      бутов провинциальной площади, улицы,   ши,  но  в  отечество  наше  проникнуть
                                              набережной  реки»,  –  писал  Лукомский,   воспрепятствованы  нерадением  наших
                         * * *                умевший  оценить  прелесть  фонаря  или   предков, и мы остались в прежней тьме.
            Средневековый  русский  город  стро-  крылечка, придающую картине человеч-  <...> Теперь пришла и наша череда. На-
          ился интуитивно и разумно. Защитой от   ность /13/.                     уки  коловращаются  в  свете  на  подобие
          врагов служили крепостные стены с баш-                                  крови в человеческом теле, и я надеюсь,
          нями,  окружавшие  город  по  периметру.           * * *                что они скоро переселятся и к нам и, ут-
          Рисунок улиц следовал речным берегам,   В  XVII  веке  русские  ощутили  не-  вердя у нас владычество свое, возвратят-
          оврагам и холмам. Структуру и компози-  обходимость  преодолеть  разницу  исто-  ся наконец и на прежнее свое жилище в
          цию городов определяли два инстинктив-  рических  возрастов.  Это  сделал  Петр   Грецию» /15/.
          но понятых закона: иерархия построения   Великий.  «Захват  знаний»:  такое  опре-  Сократив путь, пройденный Европой
          и  подобие  элементов  /12/.  Подчиняясь   деление дали ученые взаимоотношениям   за тысячу лет, Петр взял античные пра-
          законам  иерархии,  действующим  в  ми-  Петра с Европой /14/. Петр осуществил   вила  архитектуры  из  рук  мастеров  ита-
          роздании и в обществе, самые значимые   информационную  революцию,  она  вы-  льянского Возрождения: геометрические
          постройки,  особенно  церкви,  занимали   разилась  в  открытии  Академии  наук   универсалии  определили  правила  гра-


          26
   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33