Page 28 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 28
Вязьма. Петербург. Адмиралтейство. Дом городских учреждений на Садовой
Церковь Одигитрии Смоленской. 1654 (?) Проект. И. Коробов. 1730-е гг. улице, 55–57. А. Лишневский. 1902–1904
городом или над широкими полями зда- самые высокие точки в ландшафте, име- (с приглашением вначале иноземных
ния церквей были видны отовсюду и из- ли самые крупные размеры и вырази- ученых), в открытии общеобразователь-
далека. Значит, постоянно иметь в поле тельные формы; близ них располагались ных школ и профессиональных училищ,
зрения эту зримую молитву – насущная площади – места общения горожан. Ско- в массовом светском книгопечатании но-
потребность сознания. пища рядовых строений располагались вым гражданским шрифтом и т. д.
Означала ли эта закономерность тор- ниже по рельефу; город сохранял при- Архитектурная профессия обрела
жество православия? История отвечает: сущую деревням «отдельность» усадеб, много неизвестных ранее знаний и уме-
нет, не означала. Очень рано шатры стали даже если дома строили из камня (не в ний. Главным из них стало чертежное
достоянием фортификационного зодче- пример слитным улицам европейских проектирование, монаршей волей вне-
ства, затем купола, шатры, шпили пере- городов), и потому посады не раз выпле- дренное Петром в практику. Чертеж-
шли в зодчество гражданское (вспомните скивались за крепостные стены и вокруг проект сделал возможным «образцовое»
деревянный Коломенский дворец). них строили новые укрепления… Повто- и градостроительное проектирование и
С XVIII века архитекторы венчают ряемость (подобие) элементов застройки положил начало формированию важ-
куполами, шатрами, шпилями самые раз- (усадеб) вытекала из метода работы зод- нейшей части профессиональной куль-
ные здания – верфи, дворцы, институты, чих «по образцу», обеспечивала и ком- туры – архиву чертежей, отчужденному
доходные дома. Культура хранила порыв фортность частного жизнеустройства, и от архитектора хранилищу информации.
к непознаваемому: шатры вознесутся слитность жизнеустройства городского Вторым петровским «захватом» яви-
над московскими высотками, башни со сообщества. В совокупности эти приемы лось освоение античного ордера в виде
шпилями будут доминировать в ленин- превращали город в ансамбль. строгой системы форм и правил их соче-
градских ансамблях 1930–1950-х годов, «Художественный облик русских го- тания. Случилось невероятное: интуиция
а позже украсят знаменитые речные вок- родов заключается главным образом в их Петра Великого побудила его признать
залы архитектора Тимофея Садовского. живописности, т. е. в картинности того истоком культуры Древнюю Грецию!
Зачем? Не иначе как из смутной потреб- пейзажа, на фоне которого выделяется «Товарищи! Писатели поставля-
ности, названной философами экзистен- собственно архитектура. <…> Типичный ют древнее обиталище наук в Гре-
циальной. Другого смысла в них нет. пейзаж русской провинции образуется ции, но кои, судьбиною времян
Позволю себе напомнить читателю не- не только из соединения многих харак- бывши из оныя изгнаны, и по том раз-
которые страницы нашей истории, иллю- терных для нее сооружений, но и из атри- сеялись по Европе до самыя Поль-
стрирующие эту закономерность. бутов провинциальной площади, улицы, ши, но в отечество наше проникнуть
набережной реки», – писал Лукомский, воспрепятствованы нерадением наших
* * * умевший оценить прелесть фонаря или предков, и мы остались в прежней тьме.
Средневековый русский город стро- крылечка, придающую картине человеч- <...> Теперь пришла и наша череда. На-
ился интуитивно и разумно. Защитой от ность /13/. уки коловращаются в свете на подобие
врагов служили крепостные стены с баш- крови в человеческом теле, и я надеюсь,
нями, окружавшие город по периметру. * * * что они скоро переселятся и к нам и, ут-
Рисунок улиц следовал речным берегам, В XVII веке русские ощутили не- вердя у нас владычество свое, возвратят-
оврагам и холмам. Структуру и компози- обходимость преодолеть разницу исто- ся наконец и на прежнее свое жилище в
цию городов определяли два инстинктив- рических возрастов. Это сделал Петр Грецию» /15/.
но понятых закона: иерархия построения Великий. «Захват знаний»: такое опре- Сократив путь, пройденный Европой
и подобие элементов /12/. Подчиняясь деление дали ученые взаимоотношениям за тысячу лет, Петр взял античные пра-
законам иерархии, действующим в ми- Петра с Европой /14/. Петр осуществил вила архитектуры из рук мастеров ита-
роздании и в обществе, самые значимые информационную революцию, она вы- льянского Возрождения: геометрические
постройки, особенно церкви, занимали разилась в открытии Академии наук универсалии определили правила гра-
26