Page 33 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 33
НА СЛЕДИЕ
архитектор-де «проецирует <…> содер- Тогда же внимание коммерсантов при- вейшее время в Петербурге не создано ни
жание своей личности на объект, стара- влекли вызывающие формы «авторско- одного ансамбля. Этот термин архитек-
ясь привести модель объекта в единство го» стиля: экстравагантные постройки торы перестали употреблять.
со своим жизненным и художественным провоцируют взброс в кровь адренали- За пятьдесят лет, прошедших после
опытом» /23. Выделено мною. – Т. С./. на и потому отлично служат рекламой хрущевской реформы, разрыв между
Внимание, господа! Теперь архитек- фирмы (вздрогнул – значит, запомнил). историческим знанием и реальным про-
турная форма повествует вам не о миро- Торговые и зрелищные объекты теперь ектированием стал катастрофическим.
здании и его гармонии. Она сообщает вам оформляются в духе «концептуальной» В вузах слушают лекции по истории зод-
о «содержании личности» некоего недо- и «нелинейной» парадигм. чества, но практикующему архитектору
учки, получившего диплом архитекто- Вторая беда заключается в гибели нет нужды заглядывать в историко-ар-
ра… Вам это интересно? градостроительства как искусства. Ког- хитектурную библиотеку. Вдумайтесь,
Нашелся архитектор, личность ко- да диктат в этой сфере от государства сколько архитекторов, в системе цен-
торого содержит «штрих-код», и он по- перешел к рынку, торговля «лотами» при ностей которых отсутствовала культура,
строил (в Петербурге!) магазин, много- отсутствии регламентации застройки вошло в архитектурный цех за этот срок.
этажный краснокирпичный, фасад привела к проектированию «своего» объ- Только архитектурная профессия от-
которого изображает эту штучку, поме- екта без внимания к соседнему. На смену казалась от информационного багажа
щаемую торговцами на упаковках… градостроительному искусству пришла минувших веков. Можете ли вы предста-
Оба авангардных новых стиля полу- урбанистика. Это наука полезная, но за- вить себе инженера, который отказал-
чили государственную поддержку. няты ею социологи, географы, эконо- ся следовать закону Архимеда и закону
Первым восторжествовал голый «ко- мисты, юристы, транспортники; форма Ньютона? Или врача, который отказался
робочный» стиль. Единственной раз- города их не интересует, градостроитель- изучить опыт Гиппократа и Парацельса,
решенной формой зданий всех типов, художник им не нужен. Отчасти здесь Пастера и Пирогова, Мечникова и Бех-
от жилых «хрущевок» до кремлевского сказывается влияние парадигмы аван- терева?
Дворца съездов, стал параллелепипед с гарда, который игнорировал город, тем Возвращаюсь к вопросу, заданному в
плоской кровлей. В конце ХХ века, когда более «старый» /24/. начале: что сулит новейшая архитекту-
была разрешена частная собственность Ленинградская градостроительная ра миллионам обывателей, взрослых и
на землю и недвижимость, он переродил- школа 1970–1980-х годов еще сохраняла детей?
ся в 50-этажные «жилые комплексы» – в традиции ансамблевого мышления (на- Обывателя она принципиально иг-
дело включился рынок, и бизнесмен оце- помню площадь Победы, ансамбль на ме- норирует. Сегодня при обучении у сту-
нил относительную дешевизну стиля. сте бывшего Семеновского плаца). В но- дентов «...формируется <…> область
Кудрово. Ленинградская область. Начало ХХI в. Кудрово уже назвали градостроительным преступлением
31