Page 33 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 33

НА СЛЕДИЕ


           архитектор-де «проецирует  <…> содер-  Тогда же внимание коммерсантов при-  вейшее время в Петербурге не создано ни
           жание своей личности на объект, стара-  влекли  вызывающие  формы  «авторско-  одного  ансамбля.  Этот  термин  архитек-
           ясь привести модель объекта в единство   го»  стиля:  экстравагантные  постройки   торы перестали употреблять.
           со своим жизненным и художественным   провоцируют  взброс  в  кровь  адренали-  За  пятьдесят  лет,  прошедших  после
           опытом» /23. Выделено мною. – Т. С./.  на  и  потому  отлично  служат  рекламой   хрущевской  реформы,  разрыв  между
             Внимание,  господа!  Теперь  архитек-  фирмы (вздрогнул – значит, запомнил).   историческим знанием и реальным про-
           турная форма повествует вам не о миро-  Торговые  и  зрелищные  объекты  теперь   ектированием  стал  катастрофическим.
           здании и его гармонии. Она сообщает вам   оформляются  в  духе  «концептуальной»   В вузах слушают лекции по истории зод-
           о «содержании личности» некоего недо-  и «нелинейной» парадигм.          чества,  но  практикующему  архитектору
           учки,  получившего  диплом  архитекто-  Вторая  беда  заключается  в  гибели   нет  нужды  заглядывать  в  историко-ар-
           ра… Вам это интересно?              градостроительства  как  искусства.  Ког-  хитектурную  библиотеку.  Вдумайтесь,
             Нашелся  архитектор,  личность  ко-  да  диктат  в  этой  сфере  от  государства   сколько  архитекторов,  в  системе  цен-
           торого  содержит  «штрих-код»,  и  он  по-  перешел к рынку, торговля «лотами» при   ностей которых отсутствовала культура,
           строил  (в  Петербурге!)  магазин,  много-  отсутствии  регламентации  застройки   вошло в архитектурный цех за этот срок.
           этажный   краснокирпичный,   фасад   привела к проектированию «своего» объ-  Только архитектурная профессия от-
           которого  изображает  эту  штучку,  поме-  екта без внимания к соседнему. На смену   казалась  от  информационного  багажа
           щаемую торговцами на упаковках…     градостроительному  искусству  пришла   минувших веков. Можете ли вы предста-
             Оба  авангардных  новых  стиля  полу-  урбанистика. Это наука полезная, но за-  вить  себе  инженера,  который  отказал-
           чили государственную поддержку.     няты  ею  социологи,    географы,  эконо-  ся следовать закону Архимеда и закону
             Первым  восторжествовал  голый  «ко-  мисты,  юристы,  транспортники;  форма   Ньютона? Или врача, который отказался
           робочный»  стиль.  Единственной  раз-  города их не интересует, градостроитель-  изучить опыт Гиппократа и Парацельса,
           решенной  формой  зданий  всех  типов,   художник  им  не  нужен.  Отчасти  здесь   Пастера и Пирогова, Мечникова и Бех-
           от  жилых  «хрущевок»  до  кремлевского   сказывается  влияние  парадигмы  аван-  терева?
           Дворца  съездов,  стал  параллелепипед  с   гарда,  который  игнорировал  город,  тем   Возвращаюсь к вопросу, заданному в
           плоской кровлей. В конце ХХ века, когда   более «старый» /24/.           начале: что сулит новейшая архитекту-
           была  разрешена  частная  собственность   Ленинградская   градостроительная   ра  миллионам  обывателей,  взрослых  и
           на землю и недвижимость, он переродил-  школа 1970–1980-х годов еще сохраняла   детей?
           ся в 50-этажные «жилые комплексы» – в   традиции  ансамблевого  мышления  (на-  Обывателя  она  принципиально  иг-
           дело включился рынок, и бизнесмен оце-  помню площадь Победы, ансамбль на ме-  норирует.  Сегодня  при  обучении  у  сту-
           нил относительную дешевизну стиля.   сте бывшего Семеновского плаца). В но-  дентов  «...формируется  <…>  область












































           Кудрово. Ленинградская область. Начало ХХI в. Кудрово уже назвали градостроительным преступлением
                                                                                                                  31
   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38