Page 29 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 29

НА СЛЕДИЕ


           достроительства, ордер – композицию и   кольна.  Сталинский  ампир  в  историче-  кусство  было  государственным  делом:
           оформление зданий. В России прозвуча-  ской ретроспективе есть не что иное, как   архитекторы  составляли  регламенты  и
           ло имя Палладио. Под именем классики   инвариант европейской художественной   рисовали  генпланы,  властители  присва-
           (classicus – образцовый) дух Эллады во-  системы, с XVIII века господствующей в   ивали  регламентам  и  генпланам  статус
           шел в нашу жизнь и сохранился навсегда,   архитектуре России.            законов  и  следили  за  их  исполнением.
           как бы ни менялись со временем частно-  Предлагаю  читателю  краткое  напо-  Такая  политика  нейтрализовала  волю
           сти – масштабный строй, наборы образ-  минание  об  этой  линии  архитектурного   дурных заказчиков, невежественных или
           цов, способы конструирования.       наследования.                        озабоченных  только  корыстью,  а этот
             «Да  будет  в  отечестве  вкус  Палла-  Совершил  ли  Петр  насилие  над  оте-  тип,  к  несчастью,  существует  всегда.
           дио!» – провозгласил Н.А. Львов. В его   чественными  традициями,  как  склонны   Было  налажено  архитектурное  образо-
           годы, в конце XVIII века, классика слу-  считать  иные  патриоты?  Нет,  отвечает   вание.  Центром  искусства  архитектуры
           жила  оформлением  и  отражением  дво-  история.  Россия  была  готова  к  пере-  стала  Академия  художеств.  Ее  воспи-
           рянского  быта  и  дворянского  ментали-  менам. Уже в XVII веке появились гео-  танник – градостроитель и «объемщик»
           тета;  в  начале  ХХ  века  была  признана   метрические  планировки  монастырей  и   в  одном  лице,  и  он  владеет  искусством
           вершиной  всей  архитектурной  культу-  крепостей; ордерные и барочные детали   ансамбля.  Он  далек  от  авторских  амби-
           ры,  а  затем  стала  информационной  ос-  еще  раньше  вошли  в арсенал  мастеров   ций;  напротив,  он  свято  блюдет  канон,
           новой образного строя архитектуры со-  каменных  дел,  они  появляются  даже  в   или правила композиции, он знает и це-
           циализма.                           далеких от государева ока крестьянских   нит  работы  предшественников,  разви-
             Это   закономерно.   Архитектурная   избах  и  домах  горожан.  Когда  славяно-  вает  и  дополняет  их  идеи.  Уникальным
           форма при воспроизведении сбрасывает   филы середины XIX века усомнились в   событием стал Петербург: заложенный в
           с  себя  идеологические  и  узкоисториче-  «самобытности» классики, архитекторы,   почти пустом пространстве дельты Невы,
           ские  коннотации.  Афины  и  Рим  стро-  отобрав некоторые слова средневекового   он  превратился  в  систему  ансамблей,
           или  рабы  для  рабовладельцев.  Стиль   языка, создали немало зданий в русском   включивших  в  незамутненном  виде  все
           Палладио  был  создан  в  свете  идеалов   стиле,  успешно  разнообразящих  город-  информационное богатство мировой зод-
           раннебуржуазного Ренессанса; позже он   ские панорамы; но в начале ХХ века сно-  ческой культуры.
           был востребован и британской короной,   ва восторжествовало палладианство.  Петербургская  архитектурная  шко-
           и  Наполеоном  Бонапартом,  и  русским   После Петра профессия стала быстро   ла  –  хранитель  профессионального  те-
           самодержавием,  и,  наконец,  борцами  за   меняться, и в недолгом времени мы срав-  зауруса, ее влияние сказывается на фор-
           независимость  США  –  молодая  демо-  нялись с европейцами в знаниях и уме-  мировании среды обитания всей страны.
           кратия, создавая свой пространственный   ниях.                           Согласно указу Екатерины II «О  сдела-
           мир, одела в классические одежды Белый   Начиная  с  Петра  Великого  и  до  се-  нии всем городам, их строениям и улицам
           дом, Капитолий, мемориал Авраама Лин-  редины  ХХ  века  градостроительное  ис-  специальных планов по каждой губернии
















           Первая реминисценция Палладио в России                            А. Палладио. Палаццо Джакомо Ангарано в Виченце























           М. Земцов. Зала для славных торжествований              В.И. Баженов. Пашков дом. Конец XVIII в.
                                                                                                                  27
   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34