Page 29 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 29
НА СЛЕДИЕ
достроительства, ордер – композицию и кольна. Сталинский ампир в историче- кусство было государственным делом:
оформление зданий. В России прозвуча- ской ретроспективе есть не что иное, как архитекторы составляли регламенты и
ло имя Палладио. Под именем классики инвариант европейской художественной рисовали генпланы, властители присва-
(classicus – образцовый) дух Эллады во- системы, с XVIII века господствующей в ивали регламентам и генпланам статус
шел в нашу жизнь и сохранился навсегда, архитектуре России. законов и следили за их исполнением.
как бы ни менялись со временем частно- Предлагаю читателю краткое напо- Такая политика нейтрализовала волю
сти – масштабный строй, наборы образ- минание об этой линии архитектурного дурных заказчиков, невежественных или
цов, способы конструирования. наследования. озабоченных только корыстью, а этот
«Да будет в отечестве вкус Палла- Совершил ли Петр насилие над оте- тип, к несчастью, существует всегда.
дио!» – провозгласил Н.А. Львов. В его чественными традициями, как склонны Было налажено архитектурное образо-
годы, в конце XVIII века, классика слу- считать иные патриоты? Нет, отвечает вание. Центром искусства архитектуры
жила оформлением и отражением дво- история. Россия была готова к пере- стала Академия художеств. Ее воспи-
рянского быта и дворянского ментали- менам. Уже в XVII веке появились гео- танник – градостроитель и «объемщик»
тета; в начале ХХ века была признана метрические планировки монастырей и в одном лице, и он владеет искусством
вершиной всей архитектурной культу- крепостей; ордерные и барочные детали ансамбля. Он далек от авторских амби-
ры, а затем стала информационной ос- еще раньше вошли в арсенал мастеров ций; напротив, он свято блюдет канон,
новой образного строя архитектуры со- каменных дел, они появляются даже в или правила композиции, он знает и це-
циализма. далеких от государева ока крестьянских нит работы предшественников, разви-
Это закономерно. Архитектурная избах и домах горожан. Когда славяно- вает и дополняет их идеи. Уникальным
форма при воспроизведении сбрасывает филы середины XIX века усомнились в событием стал Петербург: заложенный в
с себя идеологические и узкоисториче- «самобытности» классики, архитекторы, почти пустом пространстве дельты Невы,
ские коннотации. Афины и Рим стро- отобрав некоторые слова средневекового он превратился в систему ансамблей,
или рабы для рабовладельцев. Стиль языка, создали немало зданий в русском включивших в незамутненном виде все
Палладио был создан в свете идеалов стиле, успешно разнообразящих город- информационное богатство мировой зод-
раннебуржуазного Ренессанса; позже он ские панорамы; но в начале ХХ века сно- ческой культуры.
был востребован и британской короной, ва восторжествовало палладианство. Петербургская архитектурная шко-
и Наполеоном Бонапартом, и русским После Петра профессия стала быстро ла – хранитель профессионального те-
самодержавием, и, наконец, борцами за меняться, и в недолгом времени мы срав- зауруса, ее влияние сказывается на фор-
независимость США – молодая демо- нялись с европейцами в знаниях и уме- мировании среды обитания всей страны.
кратия, создавая свой пространственный ниях. Согласно указу Екатерины II «О сдела-
мир, одела в классические одежды Белый Начиная с Петра Великого и до се- нии всем городам, их строениям и улицам
дом, Капитолий, мемориал Авраама Лин- редины ХХ века градостроительное ис- специальных планов по каждой губернии
Первая реминисценция Палладио в России А. Палладио. Палаццо Джакомо Ангарано в Виченце
М. Земцов. Зала для славных торжествований В.И. Баженов. Пашков дом. Конец XVIII в.
27