Page 32 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 32

НА СЛЕДИЕ


            Извратили  витрувиеву  триаду,  изъяв   сумели занять ведущее положение в мо-  уцелевший авангардист. Постановление
          из  нее  красоту:  «Эстетическое  восприя-  сковских вузах – ВХУТЕМАСе и МВТУ.   гласило: «Увлекаясь показной стороной,
          тие как таковое в нас существует, но эле-  Студенты,  одержимые  свойственной   многие  архитекторы  занимаются  глав-
          ментом, наилучше его удовлетворяющим,   молодежи  карнавальной  страстью  к  ан-  ным образом украшением фасадов. <…>
          становится теперь голая в своей непри-  тинормативности, с восторгом разбивали   Ничем  не  оправданные  башенные  над-
          крашенности  конструктивная  форма»   слепки с античных деталей и, веря учите-  стройки, многочисленные декоративные
          (М. Гинзбург).                      лям, сочиняли заведомо «оригинальные»   колоннады и портики и другие архитек-
            Отрицали  роль  знаний:  «Новые  ар-  и «современные» штуки.          турные излишества, заимствованные из
          хитектуры создавались дикарями <…>    У  «коробочного»  стиля  было  важное   прошлого,  стали  массовым  явлением,
          Большие знания в этом смысле вредны.   преимущество: КРАЙНЯЯ ПРОСТОТА   <…> в результате чего за последние годы
          Мы  находимся  в  благоприятном  поло-  «голой формы». Ленивым она экономила   на жилищное строительство перерасхо-
          жении, мы не так много знаем, <…> но   энергию при проектировании (достаточ-  довано много государственных средств».
         в то же время настолько свободны, что-  но угольника и линейки, не нужно рисо-  Если  бы  партия  сформулировала  за-
         бы  творить.  <…>  Главная  наша  зада-  вать все эти волюты и кронштейны). За-  каз  так:  «Необходимо  жилье  типовое  –
          ча – создать новый стиль» (Н.  Ладов-  казчику-нэпману она сберегала немалые   дешевое,  полносборное  и  эстетически
          ский) /20/.                         средства;  в  этом  причина  моды  на  кон-  полноценное»,  –  архитекторы  справи-
            Они  действительно  создали  новый   структивистский примитив в годы нэпа.   лись  бы.  Заводским  поточным  линиям
          стиль, точнее – два новых стиля: один –   Заказ есть заказ, и в этой манере работа-  безразлично,  штамповать  панели  глад-
          примитивный  «коробочный»  (построй-  ли  многие  молодые  мастера  академиче-  кие  или  с  профилированными  тягами
          ки  в  этом  духе  заполонят  страну  после   ской школы, создавшие, кстати, лучшие   и с «рустом». Типизация  же  восходит к
          1956 г.), второй – «авторские» измышле-  образцы стиля, ибо они владели закона-  практике  «образцового»  домостроения
          ния вроде проектов Ладовского, Мельни-  ми классической композиции.     (с XVIII в.) еще глубже – к избам, кото-
          кова и Лисицкого – будет востребован в   В  1928  году  большевики  отменили   рые плотники рубили в лесных краях и
          конце ХХ века.                      нэп. В 1932 году, в ходе проектирования   потом продавали на ярмарках.
            Большевики  назначили  руководить   Дворца Советов, Сталин запретил аван-
          всеми  искусствами  наркома  просвеще-  гард,  и  законом  советской  архитектуры      * * *
          ния А.В. Луначарского. Позиция нарко-  было  объявлено  освоение  классическо-  В  Московском  архитектурном  инсти-
          ма была противоречивой: как партиец, он   го наследия. Как уже сказано выше, эта   туте, главном вузе СССР, образованном в
          поддерживал «эту молодежь» за ее рево-  парадигма сохранялась до 1956 года – до   1933 году на базе МВТУ и ВХУТЕМАСа,
          люционность;  как  высокообразованный   хрущевской акции.               рядом с классиками преподавали лидеры
          интеллигент, он знал: левое искусство, с   Хрущевская  реформа  строительного   авангарда Ладовский и Веснины, а позже
          недавних пор популярное в Европе, гре-  комплекса  (1954)  была  вызвана  острей-  их  ученики  И.С.  Николаев,  Г.Б.  Бархин
          шит склонностью к ажиотажу, содержит   шей нехваткой жилья после войны. От-  и  другие.  Хрущевское  постановление
          «элемент кривляния, а порою даже шар-  дадим  должное  Хрущеву:  на  решение   об  «излишествах»  авангардисты  с  пол-
          латанства» – и потому не нужно «отече-  проблемы количества жилья он поставил   ным основанием расценили как государ-
          ственному пролетариату и крестьянству,   весь  государственный  механизм.  Про-  ственное одобрение конструктивистской
          которым  классическое  искусство  будет   ектные  институты  переориентировали   «голой  формы».  Победа  авангарда  отра-
          понятнее». Особо выделил Луначарский   на серийное типовое полносборное про-  зилась в новом кредо МАРХИ, демонстра-
          искусство  архитектуры:  «Архитектура   ектирование,  по  всей  стране  построили   тивно  утвердившем  возврат  института  к
          столь  смелых  исканий  не  терпит.  В от-  мощные  домостроительные  комбинаты.   парадигме  ВХУТЕМАСа:  «Московский
          ношении  архитектуры  нам  важнее  как   Только  с  1956  по  1963  год  в  СССР  по-  архитектурный институт в своей деятель-
          можно  скорей  опереться  на  правильно   строили  больше  жилья,  чем  за  предше-  ности развивает <…> идеи ВХУТЕМАСа,
          понятые  классические  традиции  <…>   ствующие сорок лет.              организованного в 1920 г. декретом, под-
          Для  культурного  развития  людей  есте-  СНиПы  предписывали  максимально   писанным В.И. Лениным» /22/.
          ственнейшей формой является <…> фор-  допустимую  жилую  площадь;  архитек-  Профессиональной  основой  архи-
          ма классическая, ясная до прозрачности,   торы,  подлинные  виртуозы,  добивались   тектурного  творчества  в  МАРХИ  стала
          Пролетариат  и  крестьянство  будут  тре-  разумной связи помещений и такого рас-  архитектурная  пропедевтика  –  дисци-
          бовать классического искусства» /21/.   положения проемов и простенков, чтобы   плина, наследующая опыт и метод «Про-
            Создавать пролетарскую архитектуру   поместилась  необходимая  мебель.  Быт   педевтики  пространства»  1920-х  годов,
          нарком призвал мастеров старой школы   миллионов  стандартизовали  до  преде-  разработанной  учениками  Ладовского.
          Жолтовского, Щусева, Фомина и их кол-  ла – но все же это были отдельные квар-  Суть методики состоит в отказе от «ре-
          лег,  и  они  приняли  новый  социальный   тиры… Это была самая гуманная кампа-  продуктивной» деятельности, то есть от
          заказ, видя в нем возможность создания   ния, предпринятая советской властью.  проектирования  по  образцам,  аналогам,
          полноценной  среды  обитания  для  мил-  К  несчастью,  Хрущев  извратил  эту   прототипам  –  ради  интуиции  и  ориги-
          лионов обывателей.                  акцию постановлением ЦК КПСС и СМ   нальности.
            Как  ни  странно,  авангард  нашел  сто-  СССР «Об устранении излишеств в про-  Студентам  внушали:  «Творчество  –
          ронников.  Кроме  немногих  романтиков,   ектировании  и  строительстве».  Под  ви-  это  прорыв  из  обыденного,  рутинного
          мечтавших о «голубых городах» будуще-  дом  заботы  об  экономии  постановление   стереотипного  мышления  в  новые  не-
          го, к секте примкнули люди, страдавшие   было,  по  существу,  направлено  против   изведанные  области.  <…>  Творческое
          «ячеством»  (или  «неврастенией  автор-  уже осужденного Сталина и – бумеран-  мышление  архитектора  способно  кон-
          ства», как назвал этот недуг И. Грабарь).   гом – против сталинских архитекторов.  струировать новые объекты, не имеющие
          Главная же беда состояла в другом: в по-  Кто  его  консультировал?  Не  знаю.   своего конкретного прообраза». Вульгар-
          слереволюционном  хаосе  авангардисты   Судя  по  лексике  документа,  это  был   ное «ячество» обрело свою философию:


          30
   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37