Page 32 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 32
НА СЛЕДИЕ
Извратили витрувиеву триаду, изъяв сумели занять ведущее положение в мо- уцелевший авангардист. Постановление
из нее красоту: «Эстетическое восприя- сковских вузах – ВХУТЕМАСе и МВТУ. гласило: «Увлекаясь показной стороной,
тие как таковое в нас существует, но эле- Студенты, одержимые свойственной многие архитекторы занимаются глав-
ментом, наилучше его удовлетворяющим, молодежи карнавальной страстью к ан- ным образом украшением фасадов. <…>
становится теперь голая в своей непри- тинормативности, с восторгом разбивали Ничем не оправданные башенные над-
крашенности конструктивная форма» слепки с античных деталей и, веря учите- стройки, многочисленные декоративные
(М. Гинзбург). лям, сочиняли заведомо «оригинальные» колоннады и портики и другие архитек-
Отрицали роль знаний: «Новые ар- и «современные» штуки. турные излишества, заимствованные из
хитектуры создавались дикарями <…> У «коробочного» стиля было важное прошлого, стали массовым явлением,
Большие знания в этом смысле вредны. преимущество: КРАЙНЯЯ ПРОСТОТА <…> в результате чего за последние годы
Мы находимся в благоприятном поло- «голой формы». Ленивым она экономила на жилищное строительство перерасхо-
жении, мы не так много знаем, <…> но энергию при проектировании (достаточ- довано много государственных средств».
в то же время настолько свободны, что- но угольника и линейки, не нужно рисо- Если бы партия сформулировала за-
бы творить. <…> Главная наша зада- вать все эти волюты и кронштейны). За- каз так: «Необходимо жилье типовое –
ча – создать новый стиль» (Н. Ладов- казчику-нэпману она сберегала немалые дешевое, полносборное и эстетически
ский) /20/. средства; в этом причина моды на кон- полноценное», – архитекторы справи-
Они действительно создали новый структивистский примитив в годы нэпа. лись бы. Заводским поточным линиям
стиль, точнее – два новых стиля: один – Заказ есть заказ, и в этой манере работа- безразлично, штамповать панели глад-
примитивный «коробочный» (построй- ли многие молодые мастера академиче- кие или с профилированными тягами
ки в этом духе заполонят страну после ской школы, создавшие, кстати, лучшие и с «рустом». Типизация же восходит к
1956 г.), второй – «авторские» измышле- образцы стиля, ибо они владели закона- практике «образцового» домостроения
ния вроде проектов Ладовского, Мельни- ми классической композиции. (с XVIII в.) еще глубже – к избам, кото-
кова и Лисицкого – будет востребован в В 1928 году большевики отменили рые плотники рубили в лесных краях и
конце ХХ века. нэп. В 1932 году, в ходе проектирования потом продавали на ярмарках.
Большевики назначили руководить Дворца Советов, Сталин запретил аван-
всеми искусствами наркома просвеще- гард, и законом советской архитектуры * * *
ния А.В. Луначарского. Позиция нарко- было объявлено освоение классическо- В Московском архитектурном инсти-
ма была противоречивой: как партиец, он го наследия. Как уже сказано выше, эта туте, главном вузе СССР, образованном в
поддерживал «эту молодежь» за ее рево- парадигма сохранялась до 1956 года – до 1933 году на базе МВТУ и ВХУТЕМАСа,
люционность; как высокообразованный хрущевской акции. рядом с классиками преподавали лидеры
интеллигент, он знал: левое искусство, с Хрущевская реформа строительного авангарда Ладовский и Веснины, а позже
недавних пор популярное в Европе, гре- комплекса (1954) была вызвана острей- их ученики И.С. Николаев, Г.Б. Бархин
шит склонностью к ажиотажу, содержит шей нехваткой жилья после войны. От- и другие. Хрущевское постановление
«элемент кривляния, а порою даже шар- дадим должное Хрущеву: на решение об «излишествах» авангардисты с пол-
латанства» – и потому не нужно «отече- проблемы количества жилья он поставил ным основанием расценили как государ-
ственному пролетариату и крестьянству, весь государственный механизм. Про- ственное одобрение конструктивистской
которым классическое искусство будет ектные институты переориентировали «голой формы». Победа авангарда отра-
понятнее». Особо выделил Луначарский на серийное типовое полносборное про- зилась в новом кредо МАРХИ, демонстра-
искусство архитектуры: «Архитектура ектирование, по всей стране построили тивно утвердившем возврат института к
столь смелых исканий не терпит. В от- мощные домостроительные комбинаты. парадигме ВХУТЕМАСа: «Московский
ношении архитектуры нам важнее как Только с 1956 по 1963 год в СССР по- архитектурный институт в своей деятель-
можно скорей опереться на правильно строили больше жилья, чем за предше- ности развивает <…> идеи ВХУТЕМАСа,
понятые классические традиции <…> ствующие сорок лет. организованного в 1920 г. декретом, под-
Для культурного развития людей есте- СНиПы предписывали максимально писанным В.И. Лениным» /22/.
ственнейшей формой является <…> фор- допустимую жилую площадь; архитек- Профессиональной основой архи-
ма классическая, ясная до прозрачности, торы, подлинные виртуозы, добивались тектурного творчества в МАРХИ стала
Пролетариат и крестьянство будут тре- разумной связи помещений и такого рас- архитектурная пропедевтика – дисци-
бовать классического искусства» /21/. положения проемов и простенков, чтобы плина, наследующая опыт и метод «Про-
Создавать пролетарскую архитектуру поместилась необходимая мебель. Быт педевтики пространства» 1920-х годов,
нарком призвал мастеров старой школы миллионов стандартизовали до преде- разработанной учениками Ладовского.
Жолтовского, Щусева, Фомина и их кол- ла – но все же это были отдельные квар- Суть методики состоит в отказе от «ре-
лег, и они приняли новый социальный тиры… Это была самая гуманная кампа- продуктивной» деятельности, то есть от
заказ, видя в нем возможность создания ния, предпринятая советской властью. проектирования по образцам, аналогам,
полноценной среды обитания для мил- К несчастью, Хрущев извратил эту прототипам – ради интуиции и ориги-
лионов обывателей. акцию постановлением ЦК КПСС и СМ нальности.
Как ни странно, авангард нашел сто- СССР «Об устранении излишеств в про- Студентам внушали: «Творчество –
ронников. Кроме немногих романтиков, ектировании и строительстве». Под ви- это прорыв из обыденного, рутинного
мечтавших о «голубых городах» будуще- дом заботы об экономии постановление стереотипного мышления в новые не-
го, к секте примкнули люди, страдавшие было, по существу, направлено против изведанные области. <…> Творческое
«ячеством» (или «неврастенией автор- уже осужденного Сталина и – бумеран- мышление архитектора способно кон-
ства», как назвал этот недуг И. Грабарь). гом – против сталинских архитекторов. струировать новые объекты, не имеющие
Главная же беда состояла в другом: в по- Кто его консультировал? Не знаю. своего конкретного прообраза». Вульгар-
слереволюционном хаосе авангардисты Судя по лексике документа, это был ное «ячество» обрело свою философию:
30