Page 26 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 26

НА СЛЕДИЕ


          любой  деятельности,  как  утверждают   нетические связи разных типов сооруже-  чем  больше  горя  несла  человеку  жизнь,
          теоретики-методологи: они видят в куль-  ний. Начало и конец таких цепочек всег-  заливаемая  кровью  –  от  рук  внешних
          туре  «совокупность  образцов,  эталонов,   да отличаются друг от друга, ибо образец   врагов и от собственной жестокости.
          стереотипов  деятельности,  существую-  не  копировали  буквально,  каждый  акт   Не за красоту ли ритуала князь Вла-
          щих вне ее и параллельно с ней, в виде   воспроизведения  сопровождался  пре-  димир  выбрал  религию  для  Руси?  Из-
          вещей и знаков, запечатлевающих в себе   образованием-улучшением.  Улучшения   вестно,  что  вместе  с  православием  он
          свойства и строение деятельности и обе-  качества жизни в постройках достигали   обрел самого мощного в те годы союзни-
          спечивающих ее воспроизведение» /9/.  изобретательством.  Цепи  изобретений   ка – Византию. Политика политикой, но
            Ситуация  нового  проектирования   обязана  эволюция  русской  избы:  некие   перечтем снова рассказ летописца /10/.
          всегда  нова,  и  воспроизведение  образца   умельцы заменили открытый очаг печью   Лукавый  и  грешный  язычник-князь
          всегда  сопровождается  его  преобразова-  без  трубы,  топившейся  по-черному,  по-  под  разными  предлогами  отверг  и  му-
          нием:  архитектор  изменяет  частности  –   том  знаменитой  русской  печью,  и  тогда   сульманство  –  за  воздержание  от  вина
          размеры,  пропорции,  детали;  исполняет   окно-щель,  служившее  вытяжкой,  пре-  (ибо  «Руси  есть  веселие  пити»),  и  пап-
          форму в другом материале; синтезирует   вратилось в окно световое, отверстие за-  скую церковь (поскольку «и отцы наши
          структуры  разного  генезиса.  Техниче-  тянули  полупрозрачным  бычьим  пузы-  не приняли этого»), и иудаизм («…как же
          ские  изобретения  привносят  в  образец   рем, а затем заменили пузырь слюдой и,   вы иных учите, а сами отвергнуты богом
          новые конструкции и оборудование, а с   наконец, стеклом. Попутно они украша-  и рассеяны <...> Или и нам того же хоти-
          ними  –  новые  свойства  зданий,  а  заме-  ли  лавки  в  избе  балясинами  и  подзора-  те?»).  Греческая  религия  привлекла  его
          ченная глазом художника красивая при-  ми, свесы скатной кровли – прорезными   идеей Воскресения: «…если кто, говорят,
          родная форма дополняет красоту нового   «полотенцами»,  а  охлупень  –  фигуркой   перейдет  в  нашу  веру,  то,  умерев,  снова
          произведения.                       коня,  оберегом,  отгоняющим  темные   восстанет, и не умереть ему вовеки; если
            Так  происходило  тысячи  лет.  Когда   силы.  Русская  изба  триумфально  про-  же в ином законе будет, то на том свете
          здание  было  построено,  на  сцену  выхо-  шла через столетия, и сегодня ее охотно   гореть  ему  в  огне».  Однако  окончатель-
          дил  обыватель  –  главное  действующее   строит для себя и небогатый поселянин,   ный выбор князь оставил на волю деся-
          лицо архитектурного процесса. Построй-  и философ – ценитель природы и душев-  ти «мужей славных и умных», послав их
          ку  обсуждали  и  оценивали.  Если  она   ного покоя.                   узнать,  как  служат  своему  богу  разные
          удовлетворяла заказчика и его современ-  Обучение происходило в артели: зна-  народы.  Вернувшись,  мужи  сообщили:
          ников,  она  сама  становилась  образцом;   ния и умения мастер передавал ученику.   побывали  они  в  мечетях,  и  в  храмах  у
          если архитектор допускал ошибки – она   Время  от  времени  на  Русь  приезжали   «немцев»  (католиков),  и  у  хазар-иуде-
          уходила, беззаконная, в небытие.    иноземные  мастера,  их  постройки  при-  ев,  –  «но  красоты  не  видели  никакой.
            В 1980-е годы я предложила ввести в   вносили  в  архитектурный  язык  новые   И пришли мы в Греческую землю, и вве-
          обиход  понятие  «архитектурное  насле-  слова,  и  соотечественники  принимали   ли нас туда, где служат они богу своему,
          дование».  Архитектурное  наследование   их  (или  не  принимали)  в  зависимости   и  не  знали  –  на  небе  или  на  земле  мы:
          означает деятельность архитектора, ос-  от  собственных  эстетических  предпо-  ибо нет на земле такого зрелища и кра-
          нованную  на  актуализации  (творческом   чтений.                       соты такой, и не знаем, как и рассказать
          использовании) прошлого профессиональ-  В  средние  века  в  число  высших  цен-  об этом. Знаем мы только, что пребыва-
          ного опыта.                         ностей  бытия  уверенно  вошла  красота.   ет там Бог с людьми, и служба их лучше,
            Читатель  вправе  рассматривать  это   «Красота», «дивность», «пригожество» –   чем во всех других странах».
          утверждение  как  гипотезу,  требующую   неизменные  и  единственные  оценки   Интерьеры  первых  русских  соборов,
          подтверждения. Естествоиспытатели до-  церквей,  данные  на  страницах  летопи-  построенные греками, просторны и укра-
          казывают  истинность  своих  гипотез  ла-  сей.  В  зримой  гармонии  архитектурных   шены: там разворачивается ритуал – теа-
          бораторным экспериментом; но известен   форм  для  средневекового  человека  за-  тральное действо, преисполненное вели-
          и метод, называемый «естественным экс-  ключалось  жизнеутверждающее  начало.   колепия: сияют огни паникадил, лампад,
          периментом»: жизнь идет своим путем, а   Потребность в красоте была тем сильнее,   свечей, краски мозаик, икон и росписей,
          ученые наблюдают – и формулируют за-
          коны  профессии.  Таким  экспериментом
          служит история русской архитектуры.
                         * * *
            Русская архитектура очень молода по
          сравнению  с  европейской  (Стоунхенж
          датируется  III  тысячелетием  до  нашей
          эры, тогда как древнейшие археологиче-
          ские памятники Руси относятся к II–IV
          векам,  документированная  же  история
          начинается с X века).
            В  течение  первых  девяти  веков  рус-
          ское зодчество не знало чертежей-проек-
          тов, зодчий переводил мысленный образ
          непосредственно  в  материал.  Образцу
          следовали  откровенно  и  прямолинейно:
          об  этом  свидетельствуют  и  летописные
          записи, и обнаруженные историками ге-
                                                                                   Церковь Рождества Богородицы в Перыни.
          24                                           Новгород, между 1207 и 1230 гг. Южный фасад, разрез, план. По Вл. В. Седову
   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31