Page 26 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 26
НА СЛЕДИЕ
любой деятельности, как утверждают нетические связи разных типов сооруже- чем больше горя несла человеку жизнь,
теоретики-методологи: они видят в куль- ний. Начало и конец таких цепочек всег- заливаемая кровью – от рук внешних
туре «совокупность образцов, эталонов, да отличаются друг от друга, ибо образец врагов и от собственной жестокости.
стереотипов деятельности, существую- не копировали буквально, каждый акт Не за красоту ли ритуала князь Вла-
щих вне ее и параллельно с ней, в виде воспроизведения сопровождался пре- димир выбрал религию для Руси? Из-
вещей и знаков, запечатлевающих в себе образованием-улучшением. Улучшения вестно, что вместе с православием он
свойства и строение деятельности и обе- качества жизни в постройках достигали обрел самого мощного в те годы союзни-
спечивающих ее воспроизведение» /9/. изобретательством. Цепи изобретений ка – Византию. Политика политикой, но
Ситуация нового проектирования обязана эволюция русской избы: некие перечтем снова рассказ летописца /10/.
всегда нова, и воспроизведение образца умельцы заменили открытый очаг печью Лукавый и грешный язычник-князь
всегда сопровождается его преобразова- без трубы, топившейся по-черному, по- под разными предлогами отверг и му-
нием: архитектор изменяет частности – том знаменитой русской печью, и тогда сульманство – за воздержание от вина
размеры, пропорции, детали; исполняет окно-щель, служившее вытяжкой, пре- (ибо «Руси есть веселие пити»), и пап-
форму в другом материале; синтезирует вратилось в окно световое, отверстие за- скую церковь (поскольку «и отцы наши
структуры разного генезиса. Техниче- тянули полупрозрачным бычьим пузы- не приняли этого»), и иудаизм («…как же
ские изобретения привносят в образец рем, а затем заменили пузырь слюдой и, вы иных учите, а сами отвергнуты богом
новые конструкции и оборудование, а с наконец, стеклом. Попутно они украша- и рассеяны <...> Или и нам того же хоти-
ними – новые свойства зданий, а заме- ли лавки в избе балясинами и подзора- те?»). Греческая религия привлекла его
ченная глазом художника красивая при- ми, свесы скатной кровли – прорезными идеей Воскресения: «…если кто, говорят,
родная форма дополняет красоту нового «полотенцами», а охлупень – фигуркой перейдет в нашу веру, то, умерев, снова
произведения. коня, оберегом, отгоняющим темные восстанет, и не умереть ему вовеки; если
Так происходило тысячи лет. Когда силы. Русская изба триумфально про- же в ином законе будет, то на том свете
здание было построено, на сцену выхо- шла через столетия, и сегодня ее охотно гореть ему в огне». Однако окончатель-
дил обыватель – главное действующее строит для себя и небогатый поселянин, ный выбор князь оставил на волю деся-
лицо архитектурного процесса. Построй- и философ – ценитель природы и душев- ти «мужей славных и умных», послав их
ку обсуждали и оценивали. Если она ного покоя. узнать, как служат своему богу разные
удовлетворяла заказчика и его современ- Обучение происходило в артели: зна- народы. Вернувшись, мужи сообщили:
ников, она сама становилась образцом; ния и умения мастер передавал ученику. побывали они в мечетях, и в храмах у
если архитектор допускал ошибки – она Время от времени на Русь приезжали «немцев» (католиков), и у хазар-иуде-
уходила, беззаконная, в небытие. иноземные мастера, их постройки при- ев, – «но красоты не видели никакой.
В 1980-е годы я предложила ввести в вносили в архитектурный язык новые И пришли мы в Греческую землю, и вве-
обиход понятие «архитектурное насле- слова, и соотечественники принимали ли нас туда, где служат они богу своему,
дование». Архитектурное наследование их (или не принимали) в зависимости и не знали – на небе или на земле мы:
означает деятельность архитектора, ос- от собственных эстетических предпо- ибо нет на земле такого зрелища и кра-
нованную на актуализации (творческом чтений. соты такой, и не знаем, как и рассказать
использовании) прошлого профессиональ- В средние века в число высших цен- об этом. Знаем мы только, что пребыва-
ного опыта. ностей бытия уверенно вошла красота. ет там Бог с людьми, и служба их лучше,
Читатель вправе рассматривать это «Красота», «дивность», «пригожество» – чем во всех других странах».
утверждение как гипотезу, требующую неизменные и единственные оценки Интерьеры первых русских соборов,
подтверждения. Естествоиспытатели до- церквей, данные на страницах летопи- построенные греками, просторны и укра-
казывают истинность своих гипотез ла- сей. В зримой гармонии архитектурных шены: там разворачивается ритуал – теа-
бораторным экспериментом; но известен форм для средневекового человека за- тральное действо, преисполненное вели-
и метод, называемый «естественным экс- ключалось жизнеутверждающее начало. колепия: сияют огни паникадил, лампад,
периментом»: жизнь идет своим путем, а Потребность в красоте была тем сильнее, свечей, краски мозаик, икон и росписей,
ученые наблюдают – и формулируют за-
коны профессии. Таким экспериментом
служит история русской архитектуры.
* * *
Русская архитектура очень молода по
сравнению с европейской (Стоунхенж
датируется III тысячелетием до нашей
эры, тогда как древнейшие археологиче-
ские памятники Руси относятся к II–IV
векам, документированная же история
начинается с X века).
В течение первых девяти веков рус-
ское зодчество не знало чертежей-проек-
тов, зодчий переводил мысленный образ
непосредственно в материал. Образцу
следовали откровенно и прямолинейно:
об этом свидетельствуют и летописные
записи, и обнаруженные историками ге-
Церковь Рождества Богородицы в Перыни.
24 Новгород, между 1207 и 1230 гг. Южный фасад, разрез, план. По Вл. В. Седову