Page 43 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 43

Фрагмент хрустального плафона Мраморного
           зала. Фотография В.А. Черненко, 2011                Памятник императору Александру III в Мраморном зале. РЭМ. ИМ1-93





























           Горельеф «Уборка ржи».                 Открытию  Этнографического  отдела   янные экспозиции музея демонстрируют 
           Фотография В.А. Черненко, 2023      в 1916 г. помешали военно-политические   памятники  культуры  народов  России 
                                               события. В 1923 г. музей наконец зарабо-  ХIХ – начала ХХ в., ежегодно здесь про-
                                               тал,  но  здание  так  и  осталось  недостро-  ходят более 40 временных выставок. 
                                               енным. По словам А.Н. Полухиной, этот   Здание  Этнографического  музея  ста-
                                               проект стоил Свиньину многих трудов и   ло  вершиной  карьеры  В.Ф.  Свиньина. 
                                               переживаний, а травля навсегда закрыла   Посетителей оно, как правило, восхища-
                                               дорогу  к  творчеству  и  привела  к  забве-  ет.  При  этом  многие  уверены,  что  Ми-
                                               нию его имени на многие десятилетия.   хайловский  дворец  и  Этнографический 
                                                  Имя  В.Ф.  Свиньина  вновь  всплыло   музей построены в одно время и одним 
                                               лишь в начале 1980-х гг. – в статье к аль-  архитектором.  Это  говорит  о  том,  что 
                                               бому, представляющему коллекции ГРМ   стилистически музей тесно связан с пло-
                                               ХII – начала ХХ в. По мнению бывшего   щадью и царским дворцом (который так-
                                               директора  музея  В.А.  Пушкарева,  архи-  же  является  музеем).  Такому  восприя-
                                               тектору «удалось решить сложную зада-  тию общего музейного пространства мы 
                                               чу приспособления разрушавшегося зда-  обязаны  таланту  архитектора,  которому 
           отдан Л.Н. Бенуа. Это разрушило надеж-  ния дворца под музей “весьма корректно”   блестяще  удалось,  во-первых,  рекон-
           ды  Свиньина  создать  единое  музейное   и сохранить не только его внешний вид,   струировать  Михайловский  дворец  и 
           пространство  с  большой  площадью  для   но  отчасти  и  декоративное  убранство   приспособить «жилой дом» под музей, а 
           хранилищ  коллекций,  выставок,  библи-  помещений».  Он  также  положительно   во-вторых, создать здание нового музея, 
           отеки и служебных помещений, которых   отозвался  о  здании  РЭМ:  «…даже  пере-  отвечающего важным целям хранения и 
           так не хватает сейчас РЭМ.          стройка  правого  крыла  дворца,  предна-  презентации  предметов  традиционной 
             Тем  временем  социально-экономиче-  значенного  для  коллекций  Этногра-  культуры народов России.
           ская  обстановка  в  России  обострилась,   фического  отдела,  решена  Свиньиным   Без  сомнения,  здание  Этнографиче-
           отношение  к  царской  фамилии  резко   тактично  и  почти  не  нарушает  архитек-  ского  музея  занимает  достойное  место 
           ухудшилось. Соответственно, обществен-  турного единства главного фасада дворца   в  архитектуре  Санкт-Петербурга,  имеет 
           ность охладела и к музею, посвященному   и его боковых флигелей» .       самостоятельную общественную и худо-
                                                                    17
           Александру III, постепенно интерес к до-  В 1990-х – начале 2000-х гг. появились   жественную  ценность.  Сегодня  оно  на-
           стройке  здания  и  вовсе  угас.  Началась   теоретические работы, посвященные пе-  ходится под охраной в статусе памятни-
           резкая  критика  и  музея,  и  архитектора.   тербургской  архитектуре  конца  ХIХ  –   ка  культурного  наследия  федерального 
           Свиньина обвиняли в сносе россиевских   начала ХХ в., и публикации в медиа, в ко-  значения.
           флигелей  (хотя  решение  принимали   торых  творчество  архитектора  наконец   В материале использованы фотографии:
           главный управляющий и обе комиссии).   оценили по достоинству .               архива, фототеки РЭМ, О.В. Волковой,
                                                                   18
           В прессе ругали  и другие проекты архи-  Сегодня  один  из  крупнейших  этно-                    В.А.Черненко
                        16
           тектора,  пренебрежительно  отзывались   графических  музеев  Европы  хранит   18  Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна.
           о  его  контактах  с  рабочими  и  правиле   свыше  500  тысяч  памятников  культуры   Концепции. Направления. Мастера. Санкт-Петербург :
           лично  руководить  строительством,  на-  158 народов России, ежегодно его посе-  Стройиздат СПб, 1994. С. 345. – 357 с. : ил.; Басс В.Г.
           смехались над его происхождением.   щают  более  300  тысяч  человек.  Посто-  Петербургская архитектура 1900–1910-х годов в зеркале
                                                                                    конкурсов: слово и форма. Санкт-Петербург : Издатель-
           16  Бенуа А.Н. Материалы для истории вандализма в России.   17  Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.    ство Европейского университета в СПб, 2020. – 486 с. :
           Разрушение Михайловского дворца // Хроника «Мир    Живопись ХII – начала ХХ века / Пушкарев В.А. Вступитель-  ил.; Виноградова Е. Гид по неоклассицизму: от Бенуа до
           искусства». 1903. № 12. С. 117–120; Бенуа А.Н. Вандализм   ная статья. Москва : Изобразительное искусство, 1993.    Бофилла // Фонтанка.ру [сайт]. URL: https://www.fontanka.ru/
           и строительство // Газета «Речь». 1912. № 294.  С. VIII. – 157 с. : ил.  longreads/68900038.

                                                                                                                  41
   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48