Page 43 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 43
Фрагмент хрустального плафона Мраморного
зала. Фотография В.А. Черненко, 2011 Памятник императору Александру III в Мраморном зале. РЭМ. ИМ1-93
Горельеф «Уборка ржи». Открытию Этнографического отдела янные экспозиции музея демонстрируют
Фотография В.А. Черненко, 2023 в 1916 г. помешали военно-политические памятники культуры народов России
события. В 1923 г. музей наконец зарабо- ХIХ – начала ХХ в., ежегодно здесь про-
тал, но здание так и осталось недостро- ходят более 40 временных выставок.
енным. По словам А.Н. Полухиной, этот Здание Этнографического музея ста-
проект стоил Свиньину многих трудов и ло вершиной карьеры В.Ф. Свиньина.
переживаний, а травля навсегда закрыла Посетителей оно, как правило, восхища-
дорогу к творчеству и привела к забве- ет. При этом многие уверены, что Ми-
нию его имени на многие десятилетия. хайловский дворец и Этнографический
Имя В.Ф. Свиньина вновь всплыло музей построены в одно время и одним
лишь в начале 1980-х гг. – в статье к аль- архитектором. Это говорит о том, что
бому, представляющему коллекции ГРМ стилистически музей тесно связан с пло-
ХII – начала ХХ в. По мнению бывшего щадью и царским дворцом (который так-
директора музея В.А. Пушкарева, архи- же является музеем). Такому восприя-
тектору «удалось решить сложную зада- тию общего музейного пространства мы
чу приспособления разрушавшегося зда- обязаны таланту архитектора, которому
отдан Л.Н. Бенуа. Это разрушило надеж- ния дворца под музей “весьма корректно” блестяще удалось, во-первых, рекон-
ды Свиньина создать единое музейное и сохранить не только его внешний вид, струировать Михайловский дворец и
пространство с большой площадью для но отчасти и декоративное убранство приспособить «жилой дом» под музей, а
хранилищ коллекций, выставок, библи- помещений». Он также положительно во-вторых, создать здание нового музея,
отеки и служебных помещений, которых отозвался о здании РЭМ: «…даже пере- отвечающего важным целям хранения и
так не хватает сейчас РЭМ. стройка правого крыла дворца, предна- презентации предметов традиционной
Тем временем социально-экономиче- значенного для коллекций Этногра- культуры народов России.
ская обстановка в России обострилась, фического отдела, решена Свиньиным Без сомнения, здание Этнографиче-
отношение к царской фамилии резко тактично и почти не нарушает архитек- ского музея занимает достойное место
ухудшилось. Соответственно, обществен- турного единства главного фасада дворца в архитектуре Санкт-Петербурга, имеет
ность охладела и к музею, посвященному и его боковых флигелей» . самостоятельную общественную и худо-
17
Александру III, постепенно интерес к до- В 1990-х – начале 2000-х гг. появились жественную ценность. Сегодня оно на-
стройке здания и вовсе угас. Началась теоретические работы, посвященные пе- ходится под охраной в статусе памятни-
резкая критика и музея, и архитектора. тербургской архитектуре конца ХIХ – ка культурного наследия федерального
Свиньина обвиняли в сносе россиевских начала ХХ в., и публикации в медиа, в ко- значения.
флигелей (хотя решение принимали торых творчество архитектора наконец В материале использованы фотографии:
главный управляющий и обе комиссии). оценили по достоинству . архива, фототеки РЭМ, О.В. Волковой,
18
В прессе ругали и другие проекты архи- Сегодня один из крупнейших этно- В.А.Черненко
16
тектора, пренебрежительно отзывались графических музеев Европы хранит 18 Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна.
о его контактах с рабочими и правиле свыше 500 тысяч памятников культуры Концепции. Направления. Мастера. Санкт-Петербург :
лично руководить строительством, на- 158 народов России, ежегодно его посе- Стройиздат СПб, 1994. С. 345. – 357 с. : ил.; Басс В.Г.
смехались над его происхождением. щают более 300 тысяч человек. Посто- Петербургская архитектура 1900–1910-х годов в зеркале
конкурсов: слово и форма. Санкт-Петербург : Издатель-
16 Бенуа А.Н. Материалы для истории вандализма в России. 17 Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. ство Европейского университета в СПб, 2020. – 486 с. :
Разрушение Михайловского дворца // Хроника «Мир Живопись ХII – начала ХХ века / Пушкарев В.А. Вступитель- ил.; Виноградова Е. Гид по неоклассицизму: от Бенуа до
искусства». 1903. № 12. С. 117–120; Бенуа А.Н. Вандализм ная статья. Москва : Изобразительное искусство, 1993. Бофилла // Фонтанка.ру [сайт]. URL: https://www.fontanka.ru/
и строительство // Газета «Речь». 1912. № 294. С. VIII. – 157 с. : ил. longreads/68900038.
41