Page 15 - Зодчий_1-2025 постранично
P. 15

НА СЛЕДИЕ


             Согласно  классификации  ЮНЕСКО,   по использованию памятных средств ме-  Аналитическая  сводная  карта-схе-
           места, отражающие последствия тяжелых   мориального комплекса, закрепляющего   ма  демонстрирует,  что  понятие  «линия
           событий, такие как поля сражений и ли-  рубежи битвы за Ленинград.       обороны»  включает  в  себя  не  только
           нии обороны, можно отнести к культур-  Для  реализации  этого  грандиозного   непосредственно  передний  край  оборо-
                                            1
           ным  ландшафтам  ассоциативного  типа .   замысла  необходимо  было  определить,   нительных рубежей, но и значительную
           «Возникая как особый, разрушительный   где  фактически  проходила  линия  обо-  территорию  дислокации  дивизий  и  ча-
           вариант взаимодействия человека с при-  роны Ленинграда и что включала в себя.   стей РККА.
           родой,  места  боевых  действий  не  могут   В  рамках  обширной  исследовательской   Идею  создания  мемориалов  на  рубе-
           быть сохранены продолжением той дея-  работы,  выполненной  на  базе  кафедры   жах  обороны  Ленинграда  высказывал  в
           тельности, в результате которой они по-  архитектурного  и  градостроительного   своем  блокадном  дневнике  архитектор
           явились», – отмечает А.В. Горбунов в ста-  наследия  СПбГАСУ  в  период  с  2018  по   А.С.  Никольский.  «Я  задумал  серию
           тье «Музеефикация полей сражений как   2020  год ,  были  прослежены  и  нанесе-  памятников  –  памятных  точек  боев  за
                                                       4
           объектов культурного наследия» . Такие   ны  на  современную  подоснову  Санкт-  Ленинград. Такой в полном смысле про-
                                      2
           культурные ландшафты требуют особого   Петербурга  и  Ленинградской  области   странственный коллективный памятник
                                                                                                               6
           подхода  к  сохранению  и  музеефикации,   трассировки линий обороны Ленинграда   боям на подступах к Ленинграду» , – пи-
           поскольку   нематериальная   ценность   начиная с сентября 1941 года . 5  сал он.
           имеет  существенное  значение  в  системе   На  основе  анализа  карт  выполнена   Реализация  идеи  началась  позднее.
           ценностных  характеристик  мемориаль-  совмещенная  схема,  демонстрирующая   В 1958–1964 годах в Архитектурно-пла-
           ного  ландшафта  ассоциативного  типа.   колебания  (значительные  и  не  очень),   нировочном  управлении  Ленгориспол-
           В таких ландшафтах неизбежно синтези-  которые  претерпевала  линия  Ленин-  кома,  а  также  в  1-й  мастерской  инсти-
           руется опыт переживания и осмысления   градского  фронта  в  период  с  сентября   тута  «Ленпроект»  в  проектной  группе
           исторических событий.               1941 года по январь 1944 года. На схеме   фронтовика  Г.Н.  Булдакова  (руково-
             Желание  каким-то  образом  зафик-  также показаны значимые для обороны   дитель),  фронтовика  В.Л.  Гайковича,
           сировать  в  пространстве  материального   города  объекты:  внутренние  оборони-  архитектора  М.А.  Сементовской  в  про-
           память о событиях обороны Ленинграда   тельные рубежи советских войск, Доро-  цессе  выполнения  проекта  «Зеленого
           появилось практически сразу после сня-  га жизни, проходившая по Ладожскому   пояса Славы Ленинграда» был разрабо-
           тия  блокады  и  выразилось  в  установке   озеру, Ледовая дорога на о. Котлин, Ма-  тан профессиональный градостроитель-
           локальных  памятников  и  мемориалов   лая дорога жизни, связывающая Орани-  ный  проект  мемориального  простран-
           вдоль  линии  обороны  города ,  получив   енбаумский  плацдарм  с  территориями   ственного ансамбля, в рамках которого
                                    3
           свое концептуальное воплощение только   Ленинграда,  а  также  железнодорожная   должны  были  размещаться  памятники,
           в 60-е годы прошлого века вместе с идеей   ветка – Дорога победы, возникшая после   мемориалы,  ансамбли,  комплексы,  а
           создания  единого  пространственно  раз-  прорыва блокады Ленинграда для сухо-  также связывающие их в единую живую
           витого  многокилометрового  и  разного   путной связи территории города с Боль-  линию  протяженные  озелененные  ко-
           1  Веденин Ю.А. Ассоциативные ландшафты России [Текст] /   шой землей.   ридоры,  повторяющие  трассировку  ли-
           Веденин Ю.А. // Лесной вестник: сб. науч. тр. / МГТУ    4  Мишагина Д.А. ВКР на тему: «Система музеев обороны   нии фронта на момент ее стабилизации
           им. Н.Э. Баумана, 2000. – Вып. 5. – С. 35–40.  Ленинграда», научный руководитель: д-р архитектуры,   в сентябре-октябре 1941 года, а также в
           2  Горбунов А.В. Музеефикация полей сражений как   профессор, член-корреспондент РAAСН Семенцов С.В.,   другие годы.
           объектов культурного наследия [Текст] / А.В. Горбунов //   консультант Акулова Н.А. Санкт-Петербург, 2020 г.  Общая  идея  была  для  ленинградцев
           Лесной вестник: сб. науч. тр. / МГТУ им. Н.Э. Баумана,   5  Привязка линий обороны к современной подоснове стала   очень трепетной и поистине ленинград-
           2000. – Вып. 5. – С. 42.            возможной благодаря подробным историческим сведени-  ской.  Было  предложено  по  всей  трассе
           3  Самые ранние из них (дошедшие до наших дней – стела   ям, а также ежедневным рассекреченным картам-отчетам,
           (1944) и обелиск (1946)) входят сегодня в состав объекта   хранящимся в фондах Центрального архива Министерства   обороны города  – на Карельском пере-
                                                                                    шейке  (вдоль  Карельского  укрепрайо-
           культурного наследия «Кировский вал».  обороны Российской Федерации.
                                                                                    на), по линии обороны самого Ленингра-
                                                                                    да (вдоль его северных и южных окраин,
                                                                                    вдоль  правого  берега  Невы,  по  линии
                                                                                    Ораниенбаумского пятачка) сформиро-
                                                                                    вать единую аллею зеленых насаждений,
                                                                                    объединяющую все монументы и памят-
                                                                                    ники. Причем предлагали также на этой
                                                                                    линии  озелененными  фрагментами  вы-
                                                                                    саживать  деревья  тех  районов  СССР,
                                                                                    офицеры и солдаты которых принимали
                                                                                    участие  в  самой  обороне.  Постепенно
                                                                                    создавая  удивительный  пространствен-
                                                                                    ный  ансамбль  памяти  многонацио-
                                                                                    нального  братства  защитников  города,
                                                                                    архитекторы  сформулировали  идею  и
                                                                                    разработали проект, но подключившие-
                                                                                    ся к работе великие поэты, фронтовики
                                                                                    М.A. Дудин и Н.С. Тихонов превратили

                                                                                    6  Цит. по: Здесь вся земля – музей… [Текст] /
                                                                                    Сост. И.Н. Стоян, С.Л. Новиченко, Л.Э. Сутягина, СПб.:
                                                                                    Типография «Любавич», 2015. – 120 с. С. 93.
           Рис. 2. Сводная карта-схема трассировки линий обороны Ленинграда за весь период
           обороны города с 1941 по 1944 год. Автор: Д.А. Мишагина. Дата: 27.01.2020
                                                                                                                  13
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20