Page 88 - Зодчий_1-2025 постранично
P. 88

НА СЛЕДИЕ

































          разрушение  красочного  слоя,  копоть,   что общее техническое состояние фасада   присутствует и другая эмоция – безмер-
          трещины красочного слоя или лака, ме-  органа  удовлетворительное,  значитель-  ная радость по поводу того, что уникаль-
          ханические  повреждения.  После  опера-  ных  повреждений  и  утрат  не  выявлено.   ный орган жив и будет звучать в новом
          ций, которые проводились в мастерской   Было  определено  наличие  поверхност-  отреставрированном  зале,  будет  дарить
          (укрепления  красочного  слоя,  удаления   ных  загрязнений,  а  также  последствия   жителям и гостям города свет, гармонию
          загрязнений,  точечной  ретуши  утрат),   неаккуратных ремонтных вмешательств.   и  вдохновение.  Прикоснуться  к  тако-
          картина была возвращена на место.   Нанесенный  тонированный  лак  имел   му  произведению  искусства  –  большая
            Исключительный  интерес  представ-  неоднородное  распределение  пигмента,   профессиональная удача для нас, – рас-
          ляет  церковный  орган  –  самый  ранний   вследствие  чего  вся  конструкция  по-  сказывает  заместитель  руководителя  по
          из  больших  петербургских  органов.  Он   требовала полной расчистки от лаковых   производству  «ПСБ  «ЖилСтрой»  Ми-
          изготовлен  в  1877  году  всемирно  из-  слоев. Кроме того, выявленные немного-  хаил Желиостов. – Вспоминаем, сколько
          вестной фирмой «Бриндли энд Фостер»   численные  повреждения  и  царапины   было  сложностей  на  пути  к  результату.
          (Brindley & Foster) в городе Шеффилде.   требовали  восполнения  с  применением   Мы вели долгие дискуссии о выборе ме-
          Соперничая с другими фирмами Англии   древесины  аналогичной  породы  либо   тодики, тщательно подбирали необходи-
          и  Германии,  компания  создала  орган-  применения  камуфлирующих  имитато-  мый для реставрации материал, аккурат-
          ный  механизм,  который  по  звучанию  и   ров  (заделка  царапин,  вмятин).  Работы   но  демонтировали  особенные  элементы
          конструкции превосходил все существо-  по реставрации органа были выполнены   органа. При этом были весьма ограниче-
          вавшие  тогда  в  Европе.  Современники   в  соответствии  с  согласованными  мето-  ны во времени. Но все это меркнет, когда
          называли  его  звучание  «сверкающе-ог-  диками  с  учетом  полного  демонтажа  и   видишь, а главное – слышишь результат
          ненным».  Этот  орган,  выполненный  в   перевозки  органа  в  мастерскую  компа-  работы всей команды. Жизнь в цеху про-
          романтическом духе (то есть способный   нии, впоследствии полного монтажа от-  должает  кипеть,  но  уже  без  чарующей
          давать  эффект  оркестрового  звучания),   реставрированного  инструмента  в  глав-  музыки органа».
          в футляре из темного дуба, с ручным ка-  ном зале здания англиканской церкви.  В  процессе  изучения  инструмента
          чанием, тремя клавиатурами на двадцать   Для реставрации уникального инстру-  было  принято  решение  оставить  исто-
          три голоса, был подарен церкви в Санкт-  мента  были  приглашены  лучшие  масте-  рический механизм, но дополнительно к
          Петербурге  и  установлен  архитектором   ра,  опыт  которых  позволяет  работать  с   нему изготовить электромотор, чтобы во
          Ф. Болтенгагеном.                   подобным  редчайшим  образцом  музы-  время концертов механически нагнетать
            Органы  фирмы  «Бриндли  энд  Фо-  кального  наследия.  Работы  проходили   воздух в меха.
          стер»  пользовались  мировой  славой.   под  руководством  заведующего  кафе-  Для  сохранности  исторических  инте-
          Достаточно  сказать,  что  они  имеются  в   дрой органа и клавесина Петербургской   рьеров необходим особый температурно-
          Америке,  Африке,  Азии,  не  говоря  уже   консерватории Даниэля Зарецкого. В ре-  влажностный режим, поэтому в главном
          о странах Европы. В России было всего   ставрационной  мастерской  трудились   зале  здания  специалисты  реставраци-
          два  таких  инструмента:  в  Москве  и  Пе-  органный  мастер  и  настройщик  Сергей   онно-строительной  компании  заменили
          тербурге.  Московский  не  сохранился,   Горохолинский, органные мастера Алек-  систему  вентиляции  и  установили  кли-
          поэтому  орган  англиканской  церкви  в   сей Попов и Андрей Гуляев.    мат-контроль. Также зал оснащен совре-
          Северной  столице  особенно  ценен.  Ин-  «С  одной  стороны,  мы  испытываем   менным мультимедийным комплексом –
          струмент долгое время молчал и нуждал-  легкую печаль, что реставрационные ра-  комплексом  постановочного  освещения,
          ся в реставрации.                   боты  закончились,  что  в  нашей  мастер-  который  обеспечивает  качественный
            Обследование,  проведенное  сотруд-  ской  уже  не  слышны  звуки  настраивае-  художественный  свет,  сценическое  ос-
          никами  «ПСБ  «ЖилСтрой»,  показало,   мого  старинного  инструмента.  Однако   вещение при любой конфигурации пло-


          86
   83   84   85   86   87   88   89   90   91   92   93