Page 87 - Зодчий_1-2025 постранично
P. 87
НА СЛЕДИЕ
Воссоздать его удалось с помощью уце-
левших аналогов. Новыми были заме-
нены утраченные элементы, фрагмен-
тированные трещинами в значительной
степени, а также элементы с поврежде-
ниями более 5 % объема. Мелкие утраты
керамического черепка, сколы, царапины
и потертости лицевой поверхности под-
верглись мастиковке с восстановлением
лицевого слоя.
В процессе реставрации здания быв-
шей англиканской церкви новую жизнь
обрели камины, произведения станковой
и монументальной живописи, предметы
из природного камня, окна, двери и во-
рота. Былое величие специалисты воз-
вратили церковному залу: здесь провели
реставрацию деревянного алтаря, живо-
писи стен и потолков, мозаичных панно,
выполненных в технике римской мозаи-
ки, а также витражей, купели, бронзовых
ста», оригинал которой выставлен в Госу- онных работ. Некоторые детали были люстр, колонн и пилястр из искусствен-
дарственном Эрмитаже. демонтированы и перенесены в мастер- ного мрамора. Восстановлен фриз по все-
В 2016 году памятник архитектуры скую. Крупные восстанавливаемые фраг- му периметру зала, расписанный цитата-
передали Музыкальному театру имени менты изготовили по сохранившимся ми из Священного Писания.
Ф.И. Шаляпина (так теперь называется аналогам, которые отбирались исходя из При входе в главный зал, на стене,
бывший «Мюзик-Холл») под концерт- условия большей сохранности. противоположной алтарной, располо-
ный зал классической музыки, а в 2022 Под советским паркетом сотрудники жена упомянутая ранее копия картины
году реставрацию здания поручили ком- «ПСБ «ЖилСтрой» обнаружили метлах- П.П. Рубенса «Снятие с креста». Она
пании ООО «ПСБ «ЖилСтрой». скую плитку – старинный облицовочный выполнена в натуральную величину и
Специалисты привели в порядок ли- материал, производимый по уникальной украшала церковь с XIX века. Осмотр
цевой и дворовые фасады здания, обу- технологии двойного обжига тугоплав- полотна, выполненный в процессе тех-
строили кровлю и стропильную систему, кой глины. Было принято решение от- нологического обследования, показал,
отреставрировали парадную лестницу, реставрировать плитку и превратить ее что картина находится в аварийном со-
фойе, интерьеры и предметы декоратив- в своего рода музейный экспонат, что- стоянии и нуждается в полном комплек-
но-прикладного искусства. бы все гости концертного зала смогли се консервационно-реставрационных
Одним из важных этапов работ стало оценить красоту напольного покрытия. работ. В частности, было обнаружено
укрепление штукатурного слоя, отошед-
шего от основы, – кирпичной кладки и
деревянных конструкций. Прежде чем
приступить непосредственно к укрепле-
нию, мастера провели механическое ис-
следование слоя путем простукивания
вручную. Глухой отзвук фиксировался
на картограмме. Затем в ход шли фик-
сирующие кляммеры – оцинкованные
шурупы, которые с небольшим заглуб-
лением устанавливались в штукатурку
и обмазывались известковым раствором
заподлицо с живописной подложкой
(грунтом).
Не менее ответственной была и рабо-
та с лепным декором. После проведения
его полной расчистки комиссия в со-
ставе подрядчика, заказчика, предста-
вителя контролирующей организации
(КГИОП) и технолога-реставратора рас-
смотрела необходимость снятия элемен-
тов декора для проведения реставраци-
85