Page 87 - Зодчий_1-2025 постранично
P. 87

НА СЛЕДИЕ







                                                                                    Воссоздать его удалось с помощью уце-
                                                                                    левших  аналогов.  Новыми  были  заме-
                                                                                    нены  утраченные  элементы,  фрагмен-
                                                                                    тированные  трещинами  в  значительной
                                                                                    степени,  а  также  элементы  с  поврежде-
                                                                                    ниями более 5 % объема. Мелкие утраты
                                                                                    керамического черепка, сколы, царапины
                                                                                    и потертости лицевой поверхности под-
                                                                                    верглись  мастиковке  с  восстановлением
                                                                                    лицевого слоя.
                                                                                      В  процессе  реставрации  здания  быв-
                                                                                    шей  англиканской  церкви  новую  жизнь
                                                                                    обрели камины, произведения станковой
                                                                                    и  монументальной  живописи,  предметы
                                                                                    из  природного  камня,  окна,  двери  и  во-
                                                                                    рота.  Былое  величие  специалисты  воз-
                                                                                    вратили церковному залу: здесь провели
                                                                                    реставрацию  деревянного  алтаря,  живо-
                                                                                    писи стен и потолков, мозаичных панно,
                                                                                    выполненных в технике римской мозаи-
                                                                                    ки, а также витражей, купели, бронзовых
           ста», оригинал которой выставлен в Госу-  онных  работ.  Некоторые  детали  были   люстр, колонн и пилястр из искусствен-
           дарственном Эрмитаже.               демонтированы  и  перенесены  в  мастер-  ного мрамора. Восстановлен фриз по все-
             В  2016  году  памятник  архитектуры   скую. Крупные восстанавливаемые фраг-  му периметру зала, расписанный цитата-
           передали  Музыкальному  театру  имени   менты  изготовили  по  сохранившимся   ми из Священного Писания.
           Ф.И. Шаляпина (так теперь называется   аналогам, которые отбирались исходя из   При  входе  в  главный  зал,  на  стене,
           бывший  «Мюзик-Холл»)  под  концерт-  условия большей сохранности.       противоположной  алтарной,  располо-
           ный  зал  классической  музыки,  а  в  2022   Под  советским  паркетом  сотрудники   жена  упомянутая  ранее  копия  картины
           году реставрацию здания поручили ком-  «ПСБ «ЖилСтрой» обнаружили метлах-  П.П.  Рубенса  «Снятие  с  креста».  Она
           пании ООО «ПСБ «ЖилСтрой».          скую плитку – старинный облицовочный   выполнена  в  натуральную  величину  и
             Специалисты  привели  в  порядок  ли-  материал, производимый по уникальной   украшала  церковь  с  XIX  века.  Осмотр
           цевой  и  дворовые  фасады  здания,  обу-  технологии  двойного  обжига  тугоплав-  полотна,  выполненный  в  процессе  тех-
           строили кровлю и стропильную систему,   кой  глины.  Было  принято  решение  от-  нологического  обследования,  показал,
           отреставрировали  парадную  лестницу,   реставрировать  плитку  и  превратить  ее   что  картина  находится  в  аварийном  со-
           фойе, интерьеры и предметы декоратив-  в  своего  рода  музейный  экспонат,  что-  стоянии и нуждается в полном комплек-
           но-прикладного искусства.           бы  все  гости  концертного  зала  смогли   се   консервационно-реставрационных
             Одним из важных этапов работ стало   оценить  красоту  напольного  покрытия.   работ.  В  частности,  было  обнаружено
           укрепление штукатурного слоя, отошед-
           шего  от  основы,  –  кирпичной  кладки  и
           деревянных  конструкций.  Прежде  чем
           приступить непосредственно к укрепле-
           нию,  мастера  провели  механическое  ис-
           следование  слоя  путем  простукивания
           вручную.  Глухой  отзвук  фиксировался
           на  картограмме.  Затем  в  ход  шли  фик-
           сирующие  кляммеры  –  оцинкованные
           шурупы,  которые  с  небольшим  заглуб-
           лением  устанавливались  в  штукатурку
           и обмазывались известковым раствором
           заподлицо  с  живописной  подложкой
           (грунтом).
             Не менее ответственной была и рабо-
           та с лепным декором. После проведения
           его  полной  расчистки  комиссия  в  со-
           ставе  подрядчика,  заказчика,  предста-
           вителя  контролирующей  организации
           (КГИОП) и технолога-реставратора рас-
           смотрела необходимость снятия элемен-
           тов  декора  для  проведения  реставраци-


                                                                                                                  85
   82   83   84   85   86   87   88   89   90   91   92