Page 81 - Зодчий_1(74)_2020 постранично
P. 81

градостроительство
           отставанию  от  развитых  стран  в  при- градостроительство
           приводит  не  только  к  накопленному
           кладных  научных  исследованиях  и  раз-                                                     С.Д. МИТягИН,
           работанных   технологиях   цифрового                                      генеральный директор Научно-исследовательского
           пространственного  моделирования,  но  и пандемия института перспективного градостроительства (НИИ ПГ)
           и  к  низкой  эффективности  градострои-
           тельной документации.                  Пандемия  новой  формы  гриппа  вы-  государства может выразиться и выража-
             Решения.  Для  решения  перечислен-  явила  серьезные  упущения  государства   ется  только  в  благоустройстве  тактиль-
           ных  проблем  предлагается  совершен-  в области пространственной организации   ных  зон  и  не  может  привести  к общему
           ствование института градостроительного   экономической  деятельности  и размеще-  и эффективному преобразованию плани-
           планирования  по  следующим  направле-  ния  населения  страны.  Попытка  сфор-  ровочной  организации  урбанизирован-
           ниям:                               мировать  стратегию  пространственного   ных территорий, достижению поставлен-
             1.  Дифференцировать  градострои-  развития  России  без  серьезной  теорети-  ных целей национального проекта.
           тельную  документацию  по  типам  посе-  ческой проработки и, соответственно, без   Практика  со  всей  очевидностью  по-
           лений, выделить отдельный порядок для   внятной  государственно  осмысленной   казала, что обеспечение желаемой эконо-
           внесения изменений в ДТП и ПЗЗ.     политики ее региональной и муниципаль-  мической  эффективности  капитального
             2. Осуществить переход к единому до-  ной реализации не привела к каким-либо   строительства путем плотной многоэтаж-
           кументу  планирования  градостроитель-  серьезным  преобразованиям  сформиро-  ной  застройки  и  снижения  общей  ком-
           ного  развития  на  основе  генерального   ванной  к  последней  четверти  XX  века   фортности  среды  как  в  жилых  группах,
           плана  и  правил  землепользования  и  за-  социалистической  системы  расселения   так  и  в  целом  для  городских  образова-
           стройки  –  пространственной  стратегии   в рыночно эффективную систему.  ний,  сопровождается  высокой  концен-
           (стратегический генплан) с определени-  Более того, отказ государства от регу-  трацией населения. В свою очередь этим
           ем стратегических приоритетов развития   лирования роста крупных и крупнейших   создаются  исключительные  условия  для
           городских территорий на основе выделе-  городских образований дал возможность   развития  каких-либо  «пандемий».  По-
           ния  зон  различной  градостроительной   их  стихийного  развития,  прежде  всего   этому настала пора вернуться к практике
           активности и упразднения перечня пла-  за счет фактически неуправляемого жи-  государственного (федерального в теоре-
           нируемых  объектов  федерального,  ре-  лищного строительства, которое ведется   тико-методологическом  и  регионального
           гионального  и  местного  значения  с  их   частными  компаниями  в  погоне  за  вы-  в  нормативно-методическом  аспектах)
           заменой на показатели развития инфра-  сокой  нормой  прибыли.  При  этом  есте-  и  муниципального  (в  аспекте  структуры
           структур  (границы  и  местоположение   ственным  образом  в  активно  растущих   капитального строительства) регулирова-
           объектов  следует  определять  при  под-  муниципалитетах за 30 лет такого одно-  ния архитектурно-планировочной и стро-
           готовке ППТ и ПКР) и показатели каче-  бокого развития сложилась очень острая   ительной  деятельности.  Это  значит,  что
           ства городской среды.               ситуация  с  обеспеченностью  объектами   от  урбанизации  как  средства  ускоренно-
             3. Осуществить переход на информа-  образования,  здравоохранения,  рекреа-  го  социально-экономического  развития
           ционное  параметрическое  моделирова-  ционной,  инженерной  и  транспортной   административно-территориальных  об-
           ние  градостроительного  развития  (по   инфраструктуры  первичного  уровня.   разований  необходимо  целенаправленно
           аналогии с информационными моделями   Муниципальные и региональные бюдже-  переходить  к  субурбанизации,  которая
           BIM) с различным горизонтом планиро-  ты не успевают и не могут удовлетворять   предполагает следующие мероприятия:
           вания городского развития.          потребности комплексного развития жи-  1)  резкое  снижение  объемов  много-
             4. Рассмотреть возможность создания   лой среды в зонах активной градострои-  этажного строительства;
           единого федерального центра компетен-  тельной деятельности.               2)  развитие  пригородных  зон  город-
           ций по градостроительству с наделением   Давление  инвестиционно-строитель-  ских  образований  с  малоэтажной  за-
           его полномочиями:                   ного  частно-капиталистического  секто-  стройкой;
             –  по  разработке  и  апробации  новых   ра  современной  российской  экономики   3) изменение нормативов градострои-
           методов  градостроительного  проектиро-  на  государственную  и  муниципальную   тельного проектирования в сторону сни-
           вания;                              градорегулирующую  деятельность  при-  жения  плотности  застройки  и  пересмо-
             –  по  разработке  и  координации  реа-  вело  к  последовательному  насыщению   тра норм доступности и обеспеченности
           лизации  генеральных  планов  крупных   городской среды крупными жилыми об-  объектов социальной инфраструктуры;
           городов;                            разованиями  и  фактическому  отказу  от   4)  развитие  транспортной  системы,
             –  по  обновлению  стандартов  и  мето-  социалистической  теории  комплексно-  автономных  и  полуавтономных  систем
           дической базы градостроительной доку-  сти застройки и уровневой структуры ее   инженерного оборудования;
           ментации;                           планировочной  организации,  которую,   5) изменение нормативов социальной
             – по созданию базового образователь-  за  неимением  другой,  до  сих  пор  остав-  инфраструктуры  с  учетом  расширения
           ного  центра  для  государственных  и  му-  шиеся  проектные  институты  пытаются   использования  дистанционных  форм
           ниципальных служащих;               сохранять  в  виде  градостроительной   обслуживания  в  областях  образования,
             –  по  созданию  центра  аккредитации   идеологии  проектного  процесса  и  кото-  здравоохранения и организации досуга.
           проектных организаций;              рая  в  силу  «слабости»  муниципального   В  целом,  эти  мероприятия  помогут
             –  по  созданию  и  выполнению  функ-  градорегулирования фактически не реа-  реализовать  конституционную  норму  о
           ций оператора ситуационного центра мо-  лизуется, тем более что этого не требует   здоровой  и  комфортной  среде  жизнеде-
           ниторинга развития территорий.      Градостроительный  кодекс  Российской   ятельности  населения  страны,  а  также
             Положительный  эффект  может  быть   Федерации.                        позволят постепенно перейти к сетевым
           достигнут только комплексным решением   Таким  образом,  национальный  проект   системам  расселения,  увязанным  с  рас-
           всех предложенных мер при их дальней-  «Жилище и городская среда» в условиях   средоточенными  узлами  экономической
           шей детализации на следующих этапах.  ослабления градорегулирующей функции   активности.


                                                                                                                  77
   76   77   78   79   80   81   82   83   84   85   86