Page 81 - Зодчий_1(74)_2020 постранично
P. 81
градостроительство
отставанию от развитых стран в при- градостроительство
приводит не только к накопленному
кладных научных исследованиях и раз- С.Д. МИТягИН,
работанных технологиях цифрового генеральный директор Научно-исследовательского
пространственного моделирования, но и пандемия института перспективного градостроительства (НИИ ПГ)
и к низкой эффективности градострои-
тельной документации. Пандемия новой формы гриппа вы- государства может выразиться и выража-
Решения. Для решения перечислен- явила серьезные упущения государства ется только в благоустройстве тактиль-
ных проблем предлагается совершен- в области пространственной организации ных зон и не может привести к общему
ствование института градостроительного экономической деятельности и размеще- и эффективному преобразованию плани-
планирования по следующим направле- ния населения страны. Попытка сфор- ровочной организации урбанизирован-
ниям: мировать стратегию пространственного ных территорий, достижению поставлен-
1. Дифференцировать градострои- развития России без серьезной теорети- ных целей национального проекта.
тельную документацию по типам посе- ческой проработки и, соответственно, без Практика со всей очевидностью по-
лений, выделить отдельный порядок для внятной государственно осмысленной казала, что обеспечение желаемой эконо-
внесения изменений в ДТП и ПЗЗ. политики ее региональной и муниципаль- мической эффективности капитального
2. Осуществить переход к единому до- ной реализации не привела к каким-либо строительства путем плотной многоэтаж-
кументу планирования градостроитель- серьезным преобразованиям сформиро- ной застройки и снижения общей ком-
ного развития на основе генерального ванной к последней четверти XX века фортности среды как в жилых группах,
плана и правил землепользования и за- социалистической системы расселения так и в целом для городских образова-
стройки – пространственной стратегии в рыночно эффективную систему. ний, сопровождается высокой концен-
(стратегический генплан) с определени- Более того, отказ государства от регу- трацией населения. В свою очередь этим
ем стратегических приоритетов развития лирования роста крупных и крупнейших создаются исключительные условия для
городских территорий на основе выделе- городских образований дал возможность развития каких-либо «пандемий». По-
ния зон различной градостроительной их стихийного развития, прежде всего этому настала пора вернуться к практике
активности и упразднения перечня пла- за счет фактически неуправляемого жи- государственного (федерального в теоре-
нируемых объектов федерального, ре- лищного строительства, которое ведется тико-методологическом и регионального
гионального и местного значения с их частными компаниями в погоне за вы- в нормативно-методическом аспектах)
заменой на показатели развития инфра- сокой нормой прибыли. При этом есте- и муниципального (в аспекте структуры
структур (границы и местоположение ственным образом в активно растущих капитального строительства) регулирова-
объектов следует определять при под- муниципалитетах за 30 лет такого одно- ния архитектурно-планировочной и стро-
готовке ППТ и ПКР) и показатели каче- бокого развития сложилась очень острая ительной деятельности. Это значит, что
ства городской среды. ситуация с обеспеченностью объектами от урбанизации как средства ускоренно-
3. Осуществить переход на информа- образования, здравоохранения, рекреа- го социально-экономического развития
ционное параметрическое моделирова- ционной, инженерной и транспортной административно-территориальных об-
ние градостроительного развития (по инфраструктуры первичного уровня. разований необходимо целенаправленно
аналогии с информационными моделями Муниципальные и региональные бюдже- переходить к субурбанизации, которая
BIM) с различным горизонтом планиро- ты не успевают и не могут удовлетворять предполагает следующие мероприятия:
вания городского развития. потребности комплексного развития жи- 1) резкое снижение объемов много-
4. Рассмотреть возможность создания лой среды в зонах активной градострои- этажного строительства;
единого федерального центра компетен- тельной деятельности. 2) развитие пригородных зон город-
ций по градостроительству с наделением Давление инвестиционно-строитель- ских образований с малоэтажной за-
его полномочиями: ного частно-капиталистического секто- стройкой;
– по разработке и апробации новых ра современной российской экономики 3) изменение нормативов градострои-
методов градостроительного проектиро- на государственную и муниципальную тельного проектирования в сторону сни-
вания; градорегулирующую деятельность при- жения плотности застройки и пересмо-
– по разработке и координации реа- вело к последовательному насыщению тра норм доступности и обеспеченности
лизации генеральных планов крупных городской среды крупными жилыми об- объектов социальной инфраструктуры;
городов; разованиями и фактическому отказу от 4) развитие транспортной системы,
– по обновлению стандартов и мето- социалистической теории комплексно- автономных и полуавтономных систем
дической базы градостроительной доку- сти застройки и уровневой структуры ее инженерного оборудования;
ментации; планировочной организации, которую, 5) изменение нормативов социальной
– по созданию базового образователь- за неимением другой, до сих пор остав- инфраструктуры с учетом расширения
ного центра для государственных и му- шиеся проектные институты пытаются использования дистанционных форм
ниципальных служащих; сохранять в виде градостроительной обслуживания в областях образования,
– по созданию центра аккредитации идеологии проектного процесса и кото- здравоохранения и организации досуга.
проектных организаций; рая в силу «слабости» муниципального В целом, эти мероприятия помогут
– по созданию и выполнению функ- градорегулирования фактически не реа- реализовать конституционную норму о
ций оператора ситуационного центра мо- лизуется, тем более что этого не требует здоровой и комфортной среде жизнеде-
ниторинга развития территорий. Градостроительный кодекс Российской ятельности населения страны, а также
Положительный эффект может быть Федерации. позволят постепенно перейти к сетевым
достигнут только комплексным решением Таким образом, национальный проект системам расселения, увязанным с рас-
всех предложенных мер при их дальней- «Жилище и городская среда» в условиях средоточенными узлами экономической
шей детализации на следующих этапах. ослабления градорегулирующей функции активности.
77