Page 44 - Зодчий_4_2022 постранично
P. 44
архитект ура
1 2
АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА: доктор архитектуры, профессор
Н.П. ОВЧИННИКОВА,
СВОЙСТВА, СВЯЗИ, ОТНОШЕНИЯ
Когда мы одновременно говорим об Из них вначале можно назвать более У архитектуры и скульптуры всегда
архитектуре и скульптуре, то это значит, общие: месторасположение, основной имеются такие особенности, как типовое
что они определенным образом взаимо размер, тип произведения архитектуры или индивидуальное художественное ре
связаны. В выстраивании этой связи уча или скульптуры, простоту или слож шение, национальный (когда просматри
ствует целый ряд элементов той и дру ность художественного решения. вается влияние культуры данной стра
гой, а также их свойствапризнаки. А другие, более конкретные, обозна ны) или интернациональный характер.
чают разные стороны качества архитек В их содержании и форме присутствуют
туры и скульптуры. Это замкнутая или традиции или новаторство, правдивость
открытая форма; объемность (компакт или ложность.
ность) или пространственность объема; Назовем некоторые варианты кон
симметрия или асимметрия; крупный кретного расположения скульптуры на
или мелкий масштаб, масштабность (со здании. Она находится только на одном
отношение с человеком); силуэт; преоб фасаде или на нескольких. Скульптура
ладающая обобщенность или дробность также может присутствовать на одном
форм; те или иные пропорции архитек ярусе или сразу на целом ряде уровней
туры и скульптуры в целом и их эле объема здания. В частности, достаточно
ментов; наличие деталей, их количество популярная в Германии ярусная скуль
и характер; отсутствие или присутствие птурная композиция выстраивается,
3 декора, его вид или виды в данной ар когда похожие друг на друга фигуры по
хитектуре или скульптуре; цвет (моно вертикали разделены архитектурными
хромия, полихромия); характер по элементами, например карнизами, как
верхностей (плоские или определенной в доме Хирмер в Мюнхене (рис. 1).
кривизны, гладкие, шероховатые, ре
льефные, сплошные или ажурные); про
стота или сложность художественного 1 Расположение скульптуры в несколько
решения; статичность (монотонность ярусов, вертикали из скульптуры:
дом Хирмер в Мюнхене
или равновесие) или динамичность об
щей композиции каждой из них; опре 2 Скульптура в архитектурных рамках
фронтона дома «У сокола» в Вюрцбурге
деленное соотношение (контрастное, 3 Выход скульптуры за архитектурные рамки
тождественное, нюансное) частей, вы фронтона епископского дворца-резиденции
раженное в наличии композиционных в Вюрцбурге
осей, доминант или акцентов; материа
4 лы и конструкции. 4 Выход скульптуры за рамки парусов
в храме Св. Аннунциаты дель Выстато в Генуе
42