Page 44 - Зодчий_4_2022 постранично
P. 44

архитект ура
                                         1                                                                        2































          АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА:                                                             доктор архитектуры, профессор
                                                                                                  Н.П. ОВЧИННИКОВА,

          СВОЙСТВА, СВЯЗИ, ОТНОШЕНИЯ




            Когда  мы  одновременно  говорим  об   Из них вначале можно назвать более   У  архитектуры  и  скульптуры  всегда
          архитектуре и скульптуре, то это значит,   общие:  месторасположение,  основной   имеются такие особенности, как типовое
          что  они  определенным  образом  взаимо­  размер,  тип  произведения  архитектуры   или индивидуальное художественное ре­
          связаны. В выстраивании этой связи уча­  или  скульптуры,  простоту  или  слож­  шение, национальный (когда просматри­
          ствует  целый  ряд  элементов  той  и  дру­  ность художественного решения.   вается  влияние  культуры  данной  стра­
          гой, а также их свойства­признаки.    А другие, более конкретные, обозна­  ны)  или  интернациональный  характер.
                                              чают разные стороны качества архитек­  В их содержании и форме присутствуют
                                              туры и скульптуры. Это замкнутая или   традиции или новаторство, правдивость
                                              открытая форма; объемность (компакт­  или ложность.
                                              ность) или пространственность объема;   Назовем  некоторые  варианты  кон­
                                              симметрия  или  асимметрия;  крупный   кретного  расположения  скульптуры  на
                                              или мелкий масштаб, масштабность (со­  здании. Она находится только на одном
                                              отношение с человеком); силуэт; преоб­  фасаде  или  на  нескольких.  Скульптура
                                              ладающая обобщенность или дробность   также  может  присутствовать  на  одном
                                              форм; те или иные пропорции архитек­  ярусе  или  сразу  на  целом  ряде  уровней
                                              туры  и  скульптуры  в  целом  и  их  эле­  объема  здания.  В  частности,  достаточно
                                              ментов; наличие деталей, их количество   популярная  в  Германии  ярусная  скуль­
                                              и характер; отсутствие или присутствие   птурная   композиция   выстраивается,
                                         3    декора, его вид или виды в  данной ар­  когда похожие друг на друга фигуры по
                                              хитектуре или скульптуре; цвет  (моно­  вертикали  разделены  архитектурными
                                              хромия,  полихромия);  характер  по­  элементами,  например  карнизами,  как
                                              верхностей (плоские или определенной   в доме Хирмер в Мюнхене (рис. 1).
                                              кривизны,  гладкие,  шероховатые,  ре­
                                              льефные, сплошные или ажурные); про­
                                              стота  или  сложность  художественного   1 Расположение скульптуры в несколько
                                              решения;  статичность  (монотонность   ярусов, вертикали из скульптуры:
                                                                                  дом Хирмер в Мюнхене
                                              или равновесие) или динамичность об­
                                              щей композиции каждой из них; опре­  2 Скульптура в архитектурных рамках
                                                                                  фронтона дома «У сокола» в Вюрцбурге
                                              деленное  соотношение  (контрастное,   3 Выход скульптуры за архитектурные рамки
                                              тождественное,  нюансное)  частей,  вы­  фронтона епископского дворца-резиденции
                                              раженное  в  наличии  композиционных   в Вюрцбурге
                                              осей, доминант или акцентов; материа­
                                         4    лы и конструкции.                   4 Выход скульптуры за рамки парусов
                                                                                  в храме Св. Аннунциаты дель Выстато в Генуе
          42
   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49