Page 48 - Зодчий_4_2022 постранично
P. 48

архитект ура


                                                                                  здания,  либо  поддерживают  покрытие
                                                                                  над  террасой,  балкон  или  эркер.  Кари­
                                                                                  атиды и сами могут опираться на крон­
                                                                                  штейны,  яркий  пример  тому  –  жилой
                                                                                  дом в Турине (рис. 24). В других случаях
                                                                                  у атлантов и кариатид, несущих эркеры
                                                                                  или балконы, нижняя часть фигур часто
                                                                                  утоплена  в  стене  или  в  выступающих
                                                                                  архитектурных  элементах.  Обычно  это
                                                                                  парная  скульптура.  Скульптура  в  виде
                                                                                  отдельно  стоящих  одиночных  фигур
                                     17-1                                17-2     или  в  метрическом  ряду,  как  и  парная
                                                                                  скульптура,  нередко  стоит  на  опорах  –
          тае, химеры на готических храмах, а дру­  и по цвету, и по форме. Так, над парадной   консолях,  колоннах,  столбах.  И  совсем
          гие  животные  на  ограждениях  лестниц,   лестницей  епископского  дворца­рези­  редкий пример, когда скульптура, наобо­
          например, миниатюрный лев во внутрен­  денции в Вюрцбурге с потолков свисают   рот, подпирает колонны, как в здании на
          нем дворе Ка­д’Оро в Венеции (рис. 8­3).   ослепительно­белые грубоватые фигуры.   ул. 20 Сентября в Генуе (рис. 25). Реже
          Подобная имитация реальности встреча­  Они как бы вылезают из ярких живопис­  встречаются  композиции  из  двух  пар,
          ется и в относительно новых домах, на­  ных картин на плафонах и до диссонан­  одна  из  них  весьма  выразительна  в  жи­
          пример, в виде сидящих на ограждениях   са  контрастируют  с  ними.  Скульптура,   лом  доме  на  Банхофштрассе  в  Цюри­
          балконов и на дымовых трубах керамиче­  независимо от количества фигур, может   хе (рис. 26).
          ских или металлических птиц (в Порту­  быть  статичной  или  динамичной,  как   Скульптура  в  архитектуре,  конечно,
          галии и Турции).                    в Клеменскирхе в Мюнстере (рис. 21).   отражает  определенное  историческое
            В  скульптуре,  связанной  с  архитек­  Особое  место  принадлежит  позоло­  время.  Например,  в  ХХ  в.  появилась
          турой,  реализуется  установка  на  красо­  ченным  статуям,  которые,  наверное,  не­  абстрактная  скульптура.  Ее  нынешние
          ту  или  уродливость  изображаемого,  два   обычайно  значимы.  Они  располагаются   образцы  композиционно  неплохо  взаи­
          различных  варианта  продемонстрирова­  ближе к архитектуре или дальше от нее:   модействуют  с  современными  сооруже­
          ны в домах в Турине и Цюрихе (рис. 20­  аллегорические фигуры союзных респу­  ниями,  но  весьма  спорны  среди  так  на­
          1,  20­2).  Встречается  явное  искажение   блик  в  композиции  фонтана  на  ВДНХ   зываемой  исторической  архитектуры.
          пропорций,  как  у  выделяющихся  на   в  Москве,  на  Гранд­опера  и  у  дворца   А  в  последние  годы  в  разных  городах
          темном фоне стен светлых женских фи­  Шайо в Париже, на здании музея Саль­  мира  стала  появляться  скульптура  из
          гур  с  непомерно  маленькими  головами   вадора Дали в Фигерасе (рис. 7), на глав­  металла,  из  одной  или  нескольких  фи­
          и удлиненными туловищами на лестнице   ном фасаде кафедрального собора в Бер­  гур,  как  в  Барселоне  неожиданно  по­
          в королевском дворце в Фонтенбло. Есть   не  (рис.  10­2)  и  т.д.  или  в  интерьерах   ставленный  посреди  улицы  гигантский
          примеры избыточности скульптуры в об­  храмов  (Исаакиевский  собор  в  Санкт­  кот  (рис.  27),  громадная  полумифиче­
          щей композиции и даже ее неуместности   Петербурге,  церковь  Св.  Аннунциаты   ская  лошадь,  как  в  Дубае  (рис.  28),  как
                                              в  Генуе  –  рис.  4)  и  т.д.  Полихромная
                                              скульптура  встречается  на  зданиях  или
                                              в городской застройке на улицах и во дво­  17-1 Замковый камень в доме
                                              риках Берна, Цюриха, Бремена (рис. 22)   на ул. Гарибальди в Генуе
                                              и других европейских городов.       17-2 Замковый камень здания
                                                Гермы,  атланты  и  кариатиды  –  это   Нойлобденбург в Вюрцбурге
                                              более  самостоятельная  по  отношению   18 Капители колонн церкви Гроссмюнстер
                                              к  архитектуре  скульптура.  Они  бывают   в Цюрихе
                                              конструктивными,  один  из  примеров  –
                                              это кариатиды монумента «Ангел мира»   19 Скульптура льва у входа в ратушу
                                                                                  в Мюнхене
                                              в  Мюнхене (рис. 23), или декоративны­
                                              ми. Они выполнены в полный рост, если   20-1, 20-2 Установка на уродливость
                                       18     фланкируют  проем  на  каком­то  ярусе   скульптурных изображений на фасадах домов
                                                                                  в Турине и Цюрихе















                                       19                                20-1                                 20-2


          46
   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53