Page 48 - Зодчий_4_2022 постранично
P. 48
архитект ура
здания, либо поддерживают покрытие
над террасой, балкон или эркер. Кари
атиды и сами могут опираться на крон
штейны, яркий пример тому – жилой
дом в Турине (рис. 24). В других случаях
у атлантов и кариатид, несущих эркеры
или балконы, нижняя часть фигур часто
утоплена в стене или в выступающих
архитектурных элементах. Обычно это
парная скульптура. Скульптура в виде
отдельно стоящих одиночных фигур
17-1 17-2 или в метрическом ряду, как и парная
скульптура, нередко стоит на опорах –
тае, химеры на готических храмах, а дру и по цвету, и по форме. Так, над парадной консолях, колоннах, столбах. И совсем
гие животные на ограждениях лестниц, лестницей епископского дворцарези редкий пример, когда скульптура, наобо
например, миниатюрный лев во внутрен денции в Вюрцбурге с потолков свисают рот, подпирает колонны, как в здании на
нем дворе Кад’Оро в Венеции (рис. 83). ослепительнобелые грубоватые фигуры. ул. 20 Сентября в Генуе (рис. 25). Реже
Подобная имитация реальности встреча Они как бы вылезают из ярких живопис встречаются композиции из двух пар,
ется и в относительно новых домах, на ных картин на плафонах и до диссонан одна из них весьма выразительна в жи
пример, в виде сидящих на ограждениях са контрастируют с ними. Скульптура, лом доме на Банхофштрассе в Цюри
балконов и на дымовых трубах керамиче независимо от количества фигур, может хе (рис. 26).
ских или металлических птиц (в Порту быть статичной или динамичной, как Скульптура в архитектуре, конечно,
галии и Турции). в Клеменскирхе в Мюнстере (рис. 21). отражает определенное историческое
В скульптуре, связанной с архитек Особое место принадлежит позоло время. Например, в ХХ в. появилась
турой, реализуется установка на красо ченным статуям, которые, наверное, не абстрактная скульптура. Ее нынешние
ту или уродливость изображаемого, два обычайно значимы. Они располагаются образцы композиционно неплохо взаи
различных варианта продемонстрирова ближе к архитектуре или дальше от нее: модействуют с современными сооруже
ны в домах в Турине и Цюрихе (рис. 20 аллегорические фигуры союзных респу ниями, но весьма спорны среди так на
1, 202). Встречается явное искажение блик в композиции фонтана на ВДНХ зываемой исторической архитектуры.
пропорций, как у выделяющихся на в Москве, на Грандопера и у дворца А в последние годы в разных городах
темном фоне стен светлых женских фи Шайо в Париже, на здании музея Саль мира стала появляться скульптура из
гур с непомерно маленькими головами вадора Дали в Фигерасе (рис. 7), на глав металла, из одной или нескольких фи
и удлиненными туловищами на лестнице ном фасаде кафедрального собора в Бер гур, как в Барселоне неожиданно по
в королевском дворце в Фонтенбло. Есть не (рис. 102) и т.д. или в интерьерах ставленный посреди улицы гигантский
примеры избыточности скульптуры в об храмов (Исаакиевский собор в Санкт кот (рис. 27), громадная полумифиче
щей композиции и даже ее неуместности Петербурге, церковь Св. Аннунциаты ская лошадь, как в Дубае (рис. 28), как
в Генуе – рис. 4) и т.д. Полихромная
скульптура встречается на зданиях или
в городской застройке на улицах и во дво 17-1 Замковый камень в доме
риках Берна, Цюриха, Бремена (рис. 22) на ул. Гарибальди в Генуе
и других европейских городов. 17-2 Замковый камень здания
Гермы, атланты и кариатиды – это Нойлобденбург в Вюрцбурге
более самостоятельная по отношению 18 Капители колонн церкви Гроссмюнстер
к архитектуре скульптура. Они бывают в Цюрихе
конструктивными, один из примеров –
это кариатиды монумента «Ангел мира» 19 Скульптура льва у входа в ратушу
в Мюнхене
в Мюнхене (рис. 23), или декоративны
ми. Они выполнены в полный рост, если 20-1, 20-2 Установка на уродливость
18 фланкируют проем на какомто ярусе скульптурных изображений на фасадах домов
в Турине и Цюрихе
19 20-1 20-2
46