Page 49 - Зодчий_4_2022 постранично
P. 49
архитект ура
фантастическая женщина на набережной
Малекон в Гаване (рис. 29) или недавно
установленная рядом со зданием нацио
нального банка в Гаване изящная полуаб
страктная скульптурная группа.
Каждое из обоих искусств – архитек
тура и скульптура – это феномен, обла
дающий своеобразием художественного
языка. У архитектуры есть утилитарная
и идейнохудожественная функция, а у
скульптуры в основном идейнохудоже
ственная. Многообразие формообразо
вания специфично как для архитектуры,
так и для скульптуры. Но есть примеры,
когда просматриваются аналогия и сбли
жение того и другого в одном архитек
турном объекте. А когда они гармонично
взаимодействуют, то возникает архитек
турноскульптурный ансамбль.
Роль архитектуры для скульптуры мо
жет быть различной: архитектура служит
нейтральным фономплоскостью для
скульптуры или обрамляет ее, вычленяет 21
из общей композиции, привлекает к ней
взоры. Скульптура подчеркивает значе конструкция) в конкретной архитектур
ние определенных мест в сооружении, носкульптурной композиции и т. д. Как
привносит романтизм, фиксирует вни пример – круглое окно Транспаренте,
мание наблюдателя или озадачивает его богато декорированное скульптурой и
какойто неожиданностью (темой, про живописью в барочном стиле. Оно по
порциями) и задерживает его движение явилось в готическом кафедральном со
или останавливает, действуя как некий боре в Толедо в XVIII в., через 4 столетия
порог. Скульптура может быть продол после строительства храма. В истории, к
жением конкретной архитектурной фор сожалению, чаще происходили утраты,
мы или находиться с ней в диалоге и даже нежели добавления.
в контрасте, служить лишь декорацией Повидимому, для выстраивания ар
или составлять несущий элемент. Роль хитектурноскульптурной композиции
скульптуры в архитектуре многоплано должно взаимодействовать некоторое
вая и многосторонняя или однонаправ число свойствпризнаков архитектуры
ленная. Барочная скульптура обращена и скульптуры (содержание, стилистика,
к чувствам, а классицистическая – к пропорции и другие композиционные
разуму. С помощью скульптуры проис особенности того и другого), чтобы ста
ходит более глубокое постижение идеи ла очевидной взаимозависимость этих
архитектуры. Если убрать скульптуру искусств. Немаловажна плотность рас
с аттика собора Св. Петра или купола положения скульптуры на архитектур 22
Академии художеств в Дрездене или из ных поверхностях. Сплошь в скульптуре
алтаря церкви в Мюнстере, то, несомнен участки стен или порталы готических 21 Динамичная скульптура
но, чтото потеряет и архитектура. Хотя храмов, например, в Берне (рис. 102). в Клеменскирхе в Мюнстере
монументы дальше от архитектуры, чем В числе соотносящихся свойств 22 Полихромная скульптура во дворе
скульптура на зданиях, но, например, признаков архитектуры и скульптуры кафедрального собора в Бремене
Александрийский столп тесно связан особенно заметно взаимодействуют сле
с обстройкой Дворцовой площади. дующие. Вопервых, это общая форма скульптура на светлом поле стены, как
Характер нового целого, составлен пропорции, масштаб и масштабность. в храме Христа Спасителя в Москве).
ного из двух искусств, одно из которых Так, в одном здании и даже на одном Между архитектурой и скульптурой
выразительное (архитектура), а другое фасаде, как у ратуши Бремена (рис. 30), может выстраиваться как равновесие, так
изобразительное (скульптура), раскры присутствуют разные виды скульптуры. и преобладание той или другой по разме
вается целым рядом свойствпризнаков Вовторых, материал скульптуры и архи рам, массам и формам, когда скульптура
их общей композиции: реальный и зри тектуры (он один и тот же или разный). теряется в архитектуре или архитектура
тельный объем архитектурноскуль В третьих, цветовое решение той и дру теряется в скульптуре (как, например,
птурной целостности; истоки или гой: художественный эффект возникает в некоторых индийских храмах) а также
аналогии для данной взаимосвязи ар от сочетания архитектуры и скульптуры по определенному значению и запомина
хитектуры и скульптуры в конкретном одного цвета или разных (белая скуль емости.
объекте; совершенно новые решения; птура на фоне коричневых стен в инте В одних случаях налицо тесная вза
изменения (утраты или дополнения, ре рьере дель Джезу в Риме, более темная имосвязь архитектуры и скульптуры,
47