Page 49 - Зодчий_4_2022 постранично
P. 49

архитект ура


           фантастическая женщина на набережной
           Малекон в Гаване (рис. 29) или недавно
           установленная рядом со зданием нацио­
           нального банка в Гаване изящная полуаб­
           страктная скульптурная группа.
             Каждое из обоих искусств – архитек­
           тура и скульптура – это феномен, обла­
           дающий  своеобразием  художественного
           языка. У архитектуры есть утилитарная
           и  идейно­художественная  функция,  а  у
           скульптуры в основном идейно­художе­
           ственная.  Многообразие  формообразо­
           вания специфично как для архитектуры,
           так и для скульптуры. Но есть примеры,
           когда просматриваются аналогия и сбли­
           жение  того  и  другого  в  одном  архитек­
           турном объекте. А когда они гармонично
           взаимодействуют, то возникает архитек­
           турно­скульптурный ансамбль.
             Роль архитектуры для скульптуры мо­
           жет быть различной: архитектура служит
           нейтральным  фоном­плоскостью  для
           скульптуры или обрамляет ее, вычленяет                                                                 21
           из общей композиции, привлекает к ней
           взоры.  Скульптура  подчеркивает  значе­  конструкция) в конкретной архитектур­
           ние  определенных  мест  в  сооружении,   но­скульптурной композиции и т. д. Как
           привносит  романтизм,  фиксирует  вни­  пример  –  круглое  окно    Транспаренте,
           мание наблюдателя или озадачивает его   богато  декорированное  скульптурой  и
           какой­то  неожиданностью  (темой,  про­  живописью  в  барочном  стиле.  Оно  по­
           порциями) и задерживает его движение   явилось в готическом кафедральном со­
           или  останавливает,  действуя  как  некий   боре в Толедо в XVIII в., через 4 столетия
           порог.  Скульптура  может  быть  продол­  после строительства храма. В истории, к
           жением конкретной архитектурной фор­  сожалению,  чаще  происходили  утраты,
           мы или находиться с ней в диалоге и даже   нежели добавления.
           в  контрасте,  служить  лишь  декорацией   По­видимому,  для  выстраивания  ар­
           или  составлять  несущий  элемент.  Роль   хитектурно­скульптурной  композиции
           скульптуры  в  архитектуре  многоплано­  должно  взаимодействовать  некоторое
           вая  и  многосторонняя  или  однонаправ­  число  свойств­признаков  архитектуры
           ленная.  Барочная  скульптура  обращена   и  скульптуры  (содержание,  стилистика,
           к  чувствам,  а  классицистическая  –  к   пропорции  и  другие  композиционные
           разуму.  С  помощью  скульптуры  проис­  особенности того и другого), чтобы ста­
           ходит  более  глубокое  постижение  идеи   ла  очевидной  взаимозависимость  этих
           архитектуры.  Если  убрать  скульптуру   искусств.  Немаловажна  плотность  рас­
           с  аттика  собора  Св.  Петра  или  купола   положения  скульптуры  на  архитектур­                    22
           Академии художеств в Дрездене или из   ных поверхностях. Сплошь в скульптуре
           алтаря церкви в Мюнстере, то, несомнен­  участки  стен  или  порталы  готических   21 Динамичная скульптура
           но, что­то потеряет и архитектура. Хотя   храмов, например, в Берне (рис. 10­2).   в Клеменскирхе в Мюнстере
           монументы дальше от архитектуры, чем   В  числе  соотносящихся  свойств­  22 Полихромная скульптура во дворе
           скульптура  на  зданиях,  но,  например,   признаков  архитектуры  и  скульптуры   кафедрального собора в Бремене
           Александрийский  столп  тесно  связан   особенно заметно взаимодействуют сле­
           с обстройкой Дворцовой площади.     дующие.  Во­первых,  это  общая  форма   скульптура  на  светлом  поле  стены,  как
             Характер  нового  целого,  составлен­  пропорции,  масштаб  и  масштабность.   в храме Христа Спасителя в Москве).
           ного из двух искусств, одно из которых   Так,  в  одном  здании  и  даже  на  одном   Между  архитектурой  и  скульптурой
           выразительное  (архитектура),  а  другое   фасаде, как у ратуши Бремена (рис. 30),   может выстраиваться как равновесие, так
           изобразительное  (скульптура),  раскры­  присутствуют разные виды скульптуры.   и преобладание той или другой по разме­
           вается  целым  рядом  свойств­признаков   Во­вторых, материал скульптуры и архи­  рам, массам и формам, когда скульптура
           их  общей  композиции:  реальный  и  зри­  тектуры (он один и тот же или разный).   теряется в архитектуре или архитектура
           тельный   объем   архитектурно­скуль­  В третьих, цветовое решение той и дру­  теряется  в  скульптуре  (как,  например,
           птурной   целостности;   истоки   или   гой:  художественный  эффект  возникает   в некоторых индийских храмах) а также
           аналогии  для  данной  взаимосвязи  ар­  от сочетания архитектуры и скульптуры   по определенному значению и запомина­
           хитектуры  и  скульптуры  в  конкретном   одного  цвета  или  разных  (белая  скуль­  емости.
           объекте;  совершенно  новые  решения;   птура  на  фоне  коричневых  стен  в  инте­  В  одних  случаях  налицо  тесная  вза­
           изменения (утраты или дополнения, ре­  рьере  дель  Джезу  в  Риме,  более  темная   имосвязь  архитектуры  и  скульптуры,


                                                                                                                  47
   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54