Page 50 - Зодчий_4_2022 постранично
P. 50

архитект ура































          23                                                                       24
                                                                                  скульптуры,  когда  налицо  ее  избыточ­
                                                                                  ность  или  даже  ухудшение  общей  ком­
                                                                                  позиции, как в интерьерах епископского
                                                                                  дворца­резиденции в Вюрцбурге.
                                                                                    Когда  скульптура  связана  с  архитек­
                                                                                  турой,  то  она  уже  не  абсолютно  само­
                                                                                  достаточна,  а  хотя  бы  одной  стороной
                                                                                  обращена  к  архитектуре.  У  скульптуры
                                                                                  и  разная  степень  взаимозависимости
                                                                                  с  архитектурой.  Например,  барельеф
                                                                                  в  филенке  на  стене  не  обязателен  для
                                                                            26    общей  композиции  какого­нибудь  зда­
                                                                                  ния. А статуя «Рабочий и колхозница» на
                                              23 Конструктивные кариатиды монумента   советском павильоне в 1937 г. в Париже
                                              «Ангел мира» в Мюнхене              абсолютно нераздельна с его архитекту­
                                              24 Кариатиды опираются на кронштейны,   рой. Когда скульптура органично связа­
                                              дом в Турине                        на с архитектурой, то их нельзя оторвать
                                                                                  друг  от  друга,  потому  что  архитектура
                                              25 Колонны опираются на скульптуру
                                              в доме на ул. 20 Сентября в Генуе   в этом случае будет выглядеть как бы по­
                                                                                  висшей  в  пространстве  и  даже  незакон­
                                              26 Две пары атлантов под балконом дома
                                              на Банхофштрассе в Цюрихе           ченной.
          25                                                                        В  городской  застройке  скульптура
                                                                                  может  располагаться  в  пространствах
          вплоть до перерастания одной в другую,   но в советской архитектуре встречаются   частично  или  полностью  закрытых  или
          как на здании театра в Гаване (рис. 31),   и  другие  объекты,  органично  дополнен­  открытых,  у  которых  разная  величина
          в  павильонах  дрезденского  Цвинге­  ные  скульптурой,  например  увенчанное   и  форма:  в  замкнутом  дворе  или  в  кур­
          ра  (рис.  32).  Но  встречаются  скуль­  медной  каравеллой  сооружение  шлюза   донере,  в  центре  или  углу  площади,  на
          птурные  композиции,  зрительно  выры­  № 3 канала им. Москвы). У архитектуры   набережной,  в  городских  и  загородных
          вающиеся  из  взаимосвязи  со  зданием   может  звучать  одна  широкая  и  мощная   парках,  а  бывает,  и  на  открытой  мест­
          в  свободное  пространство,  например   тема,  а  у  скульптуры  несколько  более   ности.  У  нее  есть  определенная  связь
          золоченая  статуя,  улетающая  с  купола   мелких тем. Обычно архитектуре принад­  с  окружающей  архитектурой  и  нередко
          Академии художеств в Дрездене, а также   лежит главенствующая роль, она основа,   градостроительное  значение.  В  первую
          летящие  фигуры  на  триумфальных  ко­  база содружества искусств. А скульптура,   очередь  это  относится  к  монументам.
          лоннах.                             как  правило,  даже  размером  значитель­  Нечасто их композиция создана из взды­
            У архитектуры общая содержательная   но  меньше.  Обычно  во  взаимодействии   мающихся  друг  над  другом  фигур  (на­
          идея  со  скульптурой  –  когда  существу­  архитектуры  и  скульптуры  наблюдается   пример,  шестиярусная  Троицкая  колон­
          ет  композиционная  и  смысловая  необ­  уравновешенность  и  гармония.  Но  есть   на – «колонна чумы» на ул. Грабен в Вене
          ходимость  в  дополнении  архитектуры   примеры  спора  архитектурных  и  скуль­  и семиярусный Кастельерс на ул. Рамбла
          скульптурой,  то  чаще  всего  это  храмы,   птурных  объемов  и  даже  преобладания   Нова в Таррагоне).


          48
   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55