Page 50 - Зодчий_4_2022 постранично
P. 50
архитект ура
23 24
скульптуры, когда налицо ее избыточ
ность или даже ухудшение общей ком
позиции, как в интерьерах епископского
дворцарезиденции в Вюрцбурге.
Когда скульптура связана с архитек
турой, то она уже не абсолютно само
достаточна, а хотя бы одной стороной
обращена к архитектуре. У скульптуры
и разная степень взаимозависимости
с архитектурой. Например, барельеф
в филенке на стене не обязателен для
26 общей композиции какогонибудь зда
ния. А статуя «Рабочий и колхозница» на
23 Конструктивные кариатиды монумента советском павильоне в 1937 г. в Париже
«Ангел мира» в Мюнхене абсолютно нераздельна с его архитекту
24 Кариатиды опираются на кронштейны, рой. Когда скульптура органично связа
дом в Турине на с архитектурой, то их нельзя оторвать
друг от друга, потому что архитектура
25 Колонны опираются на скульптуру
в доме на ул. 20 Сентября в Генуе в этом случае будет выглядеть как бы по
висшей в пространстве и даже незакон
26 Две пары атлантов под балконом дома
на Банхофштрассе в Цюрихе ченной.
25 В городской застройке скульптура
может располагаться в пространствах
вплоть до перерастания одной в другую, но в советской архитектуре встречаются частично или полностью закрытых или
как на здании театра в Гаване (рис. 31), и другие объекты, органично дополнен открытых, у которых разная величина
в павильонах дрезденского Цвинге ные скульптурой, например увенчанное и форма: в замкнутом дворе или в кур
ра (рис. 32). Но встречаются скуль медной каравеллой сооружение шлюза донере, в центре или углу площади, на
птурные композиции, зрительно выры № 3 канала им. Москвы). У архитектуры набережной, в городских и загородных
вающиеся из взаимосвязи со зданием может звучать одна широкая и мощная парках, а бывает, и на открытой мест
в свободное пространство, например тема, а у скульптуры несколько более ности. У нее есть определенная связь
золоченая статуя, улетающая с купола мелких тем. Обычно архитектуре принад с окружающей архитектурой и нередко
Академии художеств в Дрездене, а также лежит главенствующая роль, она основа, градостроительное значение. В первую
летящие фигуры на триумфальных ко база содружества искусств. А скульптура, очередь это относится к монументам.
лоннах. как правило, даже размером значитель Нечасто их композиция создана из взды
У архитектуры общая содержательная но меньше. Обычно во взаимодействии мающихся друг над другом фигур (на
идея со скульптурой – когда существу архитектуры и скульптуры наблюдается пример, шестиярусная Троицкая колон
ет композиционная и смысловая необ уравновешенность и гармония. Но есть на – «колонна чумы» на ул. Грабен в Вене
ходимость в дополнении архитектуры примеры спора архитектурных и скуль и семиярусный Кастельерс на ул. Рамбла
скульптурой, то чаще всего это храмы, птурных объемов и даже преобладания Нова в Таррагоне).
48