Page 46 - Зодчий_4_2022 постранично
P. 46

архитект ура


























                                                                           9-1                                 9-2

                                                                                  9-1 Барельеф, охватывающий угол дома
                                                                                  в Мюнхене
                                                                                  9-2 Барельеф на фасаде палаццо
                                                                                  на ул. Гарибальди в Генуе
                                                                                  10-1 Превращение скульптуры в орнамент:
                                                                                  Дуомо в Сиене
                                                                                  10-2 Превращение скульптуры в орнамент:
                                                                                  портал храма в Берне
                                                                                  11 Скульптура в простенке: дом «У сокола»
                                                                                  а Вюрцбурге
                                     10-1                                10-2

                                              пример  в  кафедральном  соборе  Три­  в  Генуе  (рис.  17­1).  Либо  замковый  ка­
                                              ра (рис. 12). В архитектурном сооружении   мень продолжается маленькой надстрой­
                                              местоположение  скульптуры,  связанное   кой  в  виде  более  сложной  композиции
                                              с  ее  видом (барельеф,  горельеф,  круглая   и  оказывается  на  уровне  окна  следую­
                                              скульптура,  контррельеф),  может  по­  щего этажа, как во дворе Нойлобденбург
                                              разному соотноситься со стеной и назна­  в Вюрцбурге (рис. 17­2).
                                              чаться на ее плоских, вогнутых, как в хра­  Как в архитектуре, так и в скульпту­
                                              ме в Вюрцбурге (рис. 13), или выпуклых   ре  существуют  определенные  взаимоот­
                                              частях, в углах или в нишах. В алтарной   ношения между признаками каждого из
                                              части  западноевропейских  храмов  часто   этих  искусств.  Так,  с  конкретным  рас­
                                       11     встречаются  особые  виды  скульптурной   пределением по архитектурным поверх­
                                              композиции, неразрывно связанной с ар­  ностям  и  пространствам  тесно  связаны
          нами,  а  иногда  по  всему  полю  фасадной   хитектурой:  например,  весьма  эффект­  вид,  величина  и  форма  скульптуры,  ее
          стены.  Скульптура  в  форме  одиночных   на  она  в  алтаре  Клеменскирхе  в  Мюн­  композиция и смысловая роль, а значит,
          или парных фигур, а также групп статуй   стере  (рис.  14)  и  на  испанских  ретабло.   и ее тематика (традиционная или новая),
          образует  метрический  ряд  или  служит   В  боковых  нефах  западноевропейских   указывающая  на  назначение  сооруже­
          акцентом,  плотно  собранная  в  группы   храмов нередко встречаются архитектур­  ния.  Она  отражает  событие,  в  честь  ко­
          в виде свое образных сгустков на гладкой   но­скульптурные  композиции  разного   торого оно построено или названо. К ней
          стене, также в обрамлении окон и входов,   масштаба из горизонтальных и вертикаль­  можно  отнести  фамильные  картуши  на
          в простенках между ними, как в доме «У   ных частей, как в соборе Св. Петра в Риме,   фасадах дворцов или памятные доски на
          сокола» в Вюрцбурге (рис. 11). Скульпту­  в миланском кафедральном соборе, а так­  стенах,  изобразительную  скульптуру  на
          ра  может  размещаться  в  разных  местах   же  настенные  композиции,  как  в  церк­  зданиях и в их интерьерах.
          здания:  во  входной  зоне;  в  объеме,  где   ви  Св.  Павла  в  Мюнстере  (рис.  16­1)   Тематика скульптурных изображений
          находится лестница, или на ее конструк­  и кафедральном соборе Трира (рис. 16­2).   в  архитектуре  имеет  широкий  диапа­
          циях; в отдельных помещениях на стенах   Часто  скульптура  размещается  на   зон:  люди,  мифологические  персонажи,
          в одном или нескольких уровнях и даже   поверхностях  конструктивных  элемен­  античные герои и боги, а часто и истори­
          по всей стене, на потолках (чаще всего на   тов  –  на  кронштейнах  (рис.  15)  или   ческие личности, грифоны (их располо­
          паддугах),  также  вокруг  окон  и  дверей.   замковых  камнях,  которые  тоже  могут   жение  привычно  на  наружных  фасадах,
          Весьма  эффектной  бывает  скульптура   соединяться с кронштейнами (рис. 17­1,   однако  есть  более  редкие  примеры  их
          на  внутренней  поверхности  купола,  на­  17­2),  как  в  здании  на  ул.  Гарибальди   размещения  в  интерьере,  как  в  универ­


          44
   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51