Page 46 - Зодчий_4_2022 постранично
P. 46
архитект ура
9-1 9-2
9-1 Барельеф, охватывающий угол дома
в Мюнхене
9-2 Барельеф на фасаде палаццо
на ул. Гарибальди в Генуе
10-1 Превращение скульптуры в орнамент:
Дуомо в Сиене
10-2 Превращение скульптуры в орнамент:
портал храма в Берне
11 Скульптура в простенке: дом «У сокола»
а Вюрцбурге
10-1 10-2
пример в кафедральном соборе Три в Генуе (рис. 171). Либо замковый ка
ра (рис. 12). В архитектурном сооружении мень продолжается маленькой надстрой
местоположение скульптуры, связанное кой в виде более сложной композиции
с ее видом (барельеф, горельеф, круглая и оказывается на уровне окна следую
скульптура, контррельеф), может по щего этажа, как во дворе Нойлобденбург
разному соотноситься со стеной и назна в Вюрцбурге (рис. 172).
чаться на ее плоских, вогнутых, как в хра Как в архитектуре, так и в скульпту
ме в Вюрцбурге (рис. 13), или выпуклых ре существуют определенные взаимоот
частях, в углах или в нишах. В алтарной ношения между признаками каждого из
части западноевропейских храмов часто этих искусств. Так, с конкретным рас
11 встречаются особые виды скульптурной пределением по архитектурным поверх
композиции, неразрывно связанной с ар ностям и пространствам тесно связаны
нами, а иногда по всему полю фасадной хитектурой: например, весьма эффект вид, величина и форма скульптуры, ее
стены. Скульптура в форме одиночных на она в алтаре Клеменскирхе в Мюн композиция и смысловая роль, а значит,
или парных фигур, а также групп статуй стере (рис. 14) и на испанских ретабло. и ее тематика (традиционная или новая),
образует метрический ряд или служит В боковых нефах западноевропейских указывающая на назначение сооруже
акцентом, плотно собранная в группы храмов нередко встречаются архитектур ния. Она отражает событие, в честь ко
в виде свое образных сгустков на гладкой носкульптурные композиции разного торого оно построено или названо. К ней
стене, также в обрамлении окон и входов, масштаба из горизонтальных и вертикаль можно отнести фамильные картуши на
в простенках между ними, как в доме «У ных частей, как в соборе Св. Петра в Риме, фасадах дворцов или памятные доски на
сокола» в Вюрцбурге (рис. 11). Скульпту в миланском кафедральном соборе, а так стенах, изобразительную скульптуру на
ра может размещаться в разных местах же настенные композиции, как в церк зданиях и в их интерьерах.
здания: во входной зоне; в объеме, где ви Св. Павла в Мюнстере (рис. 161) Тематика скульптурных изображений
находится лестница, или на ее конструк и кафедральном соборе Трира (рис. 162). в архитектуре имеет широкий диапа
циях; в отдельных помещениях на стенах Часто скульптура размещается на зон: люди, мифологические персонажи,
в одном или нескольких уровнях и даже поверхностях конструктивных элемен античные герои и боги, а часто и истори
по всей стене, на потолках (чаще всего на тов – на кронштейнах (рис. 15) или ческие личности, грифоны (их располо
паддугах), также вокруг окон и дверей. замковых камнях, которые тоже могут жение привычно на наружных фасадах,
Весьма эффектной бывает скульптура соединяться с кронштейнами (рис. 171, однако есть более редкие примеры их
на внутренней поверхности купола, на 172), как в здании на ул. Гарибальди размещения в интерьере, как в универ
44