Page 65 - Зодчий_4_2022 постранично
P. 65

на следие


                                                                                    здание  в  целом  было,  как  считалось,  ре-
                                                                                    зультатом кардинальных перестроек и со-
                                                                                    оружением эпохи эклектики, то его основ-
                                                                                    ные  несущие  конструкции  должны  были
                                                                                    быть кирпичными. А тут – массив кладки
                                                                                    из белого камня! Это говорило о том, что
                                                                                    тело собора XV в. в значительной степени
                                                                                    сохранилось.
                                                                                      В 1940-е гг. собор исследовали и фраг-
                                                                                    ментарно реставрировали Н.Н. Максимов
                                                                                    и Б.А. Огнев. Они выяснили, что у собо-
                                                                                    ра XV в. угловые планировочные ячейки
                                                                                    (компартименты) между внешними стена-
                                                                                    ми и подкупольными опорными столбами
                                                                                    изначально  были  значительно  ниже,  чем
                                                                                    центральные  продольный  и  поперечный
                                                                                    нефы,  которые  образуют  в  пространстве
                                                                                    подкупольный  крест.  В  результате  этот
                                                                                    крест  оказывался  выявленным  во  внеш-
                                           3                                   4    нем объеме собора. Более того, централь-
                                                                                    ное  подкупольное  основание  главы  (по-
           щего восстановления и дальнейших пере-  Исследования  и  реставрация  Спас-  стамент) здесь как бы пронизывало своды
           строек он во второй половине XIX в. при-  ского собора с середины 1930-х по 1961 г.  и выходило во внешний объем в качестве
           обрел облик, в котором уже не было ничего   По  словам  Льва  Артуровича,  первым,   самозначимого крупного элемента компо-
           общего со средневековьем. Исследователи   кто, как говорится, «капнул» Спасский со-  зиции. Уже одно это резко отличало Спас-
           уже  не  считали  его  древнерусской  по-  бор,  был  патриарх  нашей  отечественной
           стройкой,  а  относили  к  посредственным   реставрации  Петр  Дмитриевич  Баранов-
           произведениям  периода  эклектики.  В  та-  ский.  Он  сразу  же  натолкнулся  на  важ-  3 Лев Артурович Давид, архитектор-
           ком  виде  собор  встретил  XX  в.  со  всеми   нейший  фактор.  Под  поздней  штукатур-  реставратор, заслуженный деятель
                                                                                    искусств РФ
           его потрясениями.                   кой он обнаружил кладку стен из белого
             После  революции  на  территории  Ан-  камня.  А  ведь  с  появлением  в  последней   4 Петр Дмитриевич Барановский,
                                                                                    архитектор-реставратор, основатель
           дроникова монастыря находился концла-  трети XV в. на Московской Руси кирпича   музея в селе Коломенском и Музея
           герь  ВЧК.  Здесь  совершались  массовые   конструктивную кладку вели уже только   древнерусского искусства им. Андрея
           казни.  Впоследствии  территория  была   в  этом  материале.  Это  было  значительно   Рублева, спаситель храма Василия
                                                                                    Блаженного
           передана заводу «Серп и молот», и в строе-  дешевле и быстрее. Белый камень теперь
           ниях обители были устроены коммуналки.   использовали только для вставных фигур-  5 Освобождение древнего ядра
                                                                                    Спасского собора от наслоений
           Но при этом именно в 1930-е гг. у специ-  ных деталей. Это было открытие. Если бы   XVIII–XIX вв.
           алистов  впервые  появилась  возможность
           научного изучения Спасского собора.
             В  годы  моей  работы  в  НИПМ  В/О
           «Союзреставрация» я имел счастье слу-
           шать  рассказ  Льва  Артуровича  Дави-
           да – нашего главного архитектора и по-
           следнего руководителя реставрационных
           работ, проводившихся в Спасском соборе
           в конце 1950-х – начале 1960-х гг., о том,
           как все это происходило. Это была захва-
           тывающая трехчасовая лекция, которую
           мы  слушали  затаив  дыхание.  И  как  же
           я теперь корю себя, тогдашнего молодо-
           го  олуха,  не  удосужившегося  принести
           магнитофон, чтобы все это записать! Да
           что  магнитофон,  мне  даже  в  голову  не
           пришла  мысль  хотя  бы  законспектиро-
           вать то, что я услышал! Сейчас я помню,
           естественно, только самые общие конту-
           ры того рассказа. И еще ощущение того,
           что это был подлинный детектив на тему
           архитектуры,  с  загадочно  интригующей
           завязкой, невероятными поворотами сю-
           жета  и  феерическим  финалом.  Вот  так,
           что  имеем  –  не  храним,  а  потерявши  –
           плачем!                              5


                                                                                                                  63
   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70