Page 65 - Зодчий_4_2022 постранично
P. 65
на следие
здание в целом было, как считалось, ре-
зультатом кардинальных перестроек и со-
оружением эпохи эклектики, то его основ-
ные несущие конструкции должны были
быть кирпичными. А тут – массив кладки
из белого камня! Это говорило о том, что
тело собора XV в. в значительной степени
сохранилось.
В 1940-е гг. собор исследовали и фраг-
ментарно реставрировали Н.Н. Максимов
и Б.А. Огнев. Они выяснили, что у собо-
ра XV в. угловые планировочные ячейки
(компартименты) между внешними стена-
ми и подкупольными опорными столбами
изначально были значительно ниже, чем
центральные продольный и поперечный
нефы, которые образуют в пространстве
подкупольный крест. В результате этот
крест оказывался выявленным во внеш-
3 4 нем объеме собора. Более того, централь-
ное подкупольное основание главы (по-
щего восстановления и дальнейших пере- Исследования и реставрация Спас- стамент) здесь как бы пронизывало своды
строек он во второй половине XIX в. при- ского собора с середины 1930-х по 1961 г. и выходило во внешний объем в качестве
обрел облик, в котором уже не было ничего По словам Льва Артуровича, первым, самозначимого крупного элемента компо-
общего со средневековьем. Исследователи кто, как говорится, «капнул» Спасский со- зиции. Уже одно это резко отличало Спас-
уже не считали его древнерусской по- бор, был патриарх нашей отечественной
стройкой, а относили к посредственным реставрации Петр Дмитриевич Баранов-
произведениям периода эклектики. В та- ский. Он сразу же натолкнулся на важ- 3 Лев Артурович Давид, архитектор-
ком виде собор встретил XX в. со всеми нейший фактор. Под поздней штукатур- реставратор, заслуженный деятель
искусств РФ
его потрясениями. кой он обнаружил кладку стен из белого
После революции на территории Ан- камня. А ведь с появлением в последней 4 Петр Дмитриевич Барановский,
архитектор-реставратор, основатель
дроникова монастыря находился концла- трети XV в. на Московской Руси кирпича музея в селе Коломенском и Музея
герь ВЧК. Здесь совершались массовые конструктивную кладку вели уже только древнерусского искусства им. Андрея
казни. Впоследствии территория была в этом материале. Это было значительно Рублева, спаситель храма Василия
Блаженного
передана заводу «Серп и молот», и в строе- дешевле и быстрее. Белый камень теперь
ниях обители были устроены коммуналки. использовали только для вставных фигур- 5 Освобождение древнего ядра
Спасского собора от наслоений
Но при этом именно в 1930-е гг. у специ- ных деталей. Это было открытие. Если бы XVIII–XIX вв.
алистов впервые появилась возможность
научного изучения Спасского собора.
В годы моей работы в НИПМ В/О
«Союзреставрация» я имел счастье слу-
шать рассказ Льва Артуровича Дави-
да – нашего главного архитектора и по-
следнего руководителя реставрационных
работ, проводившихся в Спасском соборе
в конце 1950-х – начале 1960-х гг., о том,
как все это происходило. Это была захва-
тывающая трехчасовая лекция, которую
мы слушали затаив дыхание. И как же
я теперь корю себя, тогдашнего молодо-
го олуха, не удосужившегося принести
магнитофон, чтобы все это записать! Да
что магнитофон, мне даже в голову не
пришла мысль хотя бы законспектиро-
вать то, что я услышал! Сейчас я помню,
естественно, только самые общие конту-
ры того рассказа. И еще ощущение того,
что это был подлинный детектив на тему
архитектуры, с загадочно интригующей
завязкой, невероятными поворотами сю-
жета и феерическим финалом. Вот так,
что имеем – не храним, а потерявши –
плачем! 5
63