Page 66 - Зодчий_4_2022 постранично
P. 66

на следие




















          6                                                   7

          ский собор от всех известных нам построек   пластики XV в. Но при этом все они были   полузакомары по углам и в центре опира-
          начала  XV  в.  Те  однозначно  продолжали   перемешаны и перепутаны.   ющаяся на них одна полная, завершенная
          линию  домонгольского  владимиро-суз-  Перед  реставраторами  стояла  уни-  килем. Прием этот весьма распространен
          дальского  зодчества  с  его  спокойными   кальная  задача  собрать  из  этих  перепу-  в зодчестве Великого Новгорода и Пско-
          кубическими  объемами,  где  пяты  сводов   танных и далеко не полных фрагментов   ва.  Но  там  эта  композиция  вытекает  из
          находятся на одном уровне. Здесь – явный   первоначальный  облик  сооружения  как   конструкции  сводов,  и,  соответственно,
          примат вертикали.                   пазл.  Завершающий  этап  реставрации   подобным образом там решаются фасады
            1960  год  был  объявлен  ЮНЕСКО  го-  собора в 1959–1961 гг. был осуществлен   в целом. Здесь же имело место не просто
          дом  Андрея  Рублева,  которому  тогда  ис-  группой ведущих специалистов ЦНРПМ   чисто декоративное повторение новгород-
          полнялось  600  лет.  В  связи  с  этим  было   (Центральных   научно-реставрацион-
          решено  наконец-то  открыть  в  Спасо-Ан-  ных  проектных  мастерских)  в  составе   6 Реставрация Спасского собора
          дрониковом  монастыре  музей  древне-  С.С  Подъяпольского,  Б.Л.  Альтшуллера   Андроникова монастыря. Открывшийся
          русского  искусства  его  имени  и  были   и М.Д. Циперовича, под общим руковод-  в ходе работ фрагмент белокаменной
                                                                                  архитектуры начала XV в.
          выделены  значительные  средства  на  ка-  ством Л.А. Давида. По словам Льва Ар-
          питальную  реставрацию  собора.  Имен-  туровича, в ходе этой работы древний об-  7 Реставрация Спасского собора
                                                                                  Андроникова монастыря. Складывание
          но  теперь  реставраторам  представилась   лик собора постепенно проявлялся перед   архитектурных деталей XV в. из
          полноценная возможность вскрыть ранее   глазами реставраторов как изображение   отдельных разрозненно сохранившихся
          недоступные  конструкции  завершения   на фотобумаге. И то, что для Максимова   блоков белого камня
          храма и наконец-то попытаться предметно   и  Огнева  было  на  уровне  гипотезы,  те-  8 Собор Рождественского монастыря
          выяснить, каким он был. И тут оказалось,   перь  обретало  вполне  конкретные  очер-  в Москве. 1520-е гг.
          что венчающие части сооружения только   тания.                          9 Собор Успенского монастыря
          снаружи  были  облицованы  кирпичом.  А   Выяснилось,  что  центральное  под-  в Старице. 1530-е гг.
          внутри  них  в  кладке  во  множестве  были   купольное  основание  изначально  пред-  10 Окончательный проект реставрации
          повторно  использованы  древние  белока-  ставляло  из  себя  сложную  ярусную  ком-  Спасского собора Андроникова
          менные блоки, многие из которых сохра-  позицию.  По  сторонам  света  оно  было   монастыря в Москве. Архитекторы
                                                                                  Л.А. Давид, С.С. Подъяпольский,
          няли  формы  и  элементы  архитектурной   оформлено  трехлопастными  дугами:  две   Б.Л. Альтшуллер и М.Д. Циперович

























                                         8                                   9                                  10


          64
   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71