Page 71 - Зодчий_4_2022 постранично
P. 71

на следие


                                                                                    18 Аполлинарий Васнецов. Кремлевские
                                                                                    соборы при Дмитрии Донском
                                                                                    19 Западный фасад Спасского собора
                                                                                    Андроникова монастыря с восстановленной
                                                                                    фреской Спаса Нерукотворного Образа над
                                                                                    главным входом

                                                                                    элементарно малы. Новое время требова-
                                                                                    ло нового масштаба. И на смену камерным
                                                                                    постройкам  Ивана  Калиты  и  Дмитрия
                                                                                    Донского пришли монументальные творе-
                                                                                    ния итальянских мастеров, приглашенных
                                                                                    Иваном III строить новую Москву как им-
                                                                                    перскую столицу. Так архитектура ранней
                                                                                    Москвы (XIV – начала XV в.) и канула в
                                                                                    Лету.  И  низкий  поклон  мастерам  отече-
                                                                                    ственной реставрации за то, что теперь по
                                                                                    возвращенной ими из небытия архитекту-
                                                                                    ре  собора  Спаса  Нерукотворного  Образа
                                                                                    Андроникова монастыря мы можем иметь
           18                                                                       о ней хоть какое-то представление.
             В свете сказанного, замечательные ху-
           дожественные  фантазии  Аполлинария
           Васнецова на темы Москвы XIV в., вошед-
           шие во все учебники истории, при всей их
           поэтичности  нельзя  считать  реалистич-
           ными.  На  них  белокаменные  кремлев-
           ские соборы изображены как сооружения
           владимиро-суздальского  типа.  Тогда  как,
           скорее  всего,  они  представляли  из  себя
           ярусно-центричные  сооружения.  Но  оче-
           видно, что художник, как и все исследова-
           тели древнерусского искусства до середи-
           ны XX в., знать этого не мог. Ведь отличия
           звенигородских и московских храмов про-
           являлись в их объемных построениях, при
           том, что планы этих сооружений на уровне
           цоколей и фундаментов (а только в таком
           состоянии  до  нас  дошли  отдельные  мо-
           сковские памятники XIV – начала XV в.)
           и  там  и  там  оставались  идентичными.
           И только возвращение из небытия Спас-
           ского  собора  Андроникова  монастыря
           приоткрыло нам завесу времени над соб-
           ственно Московской школой храмострое-
           ния XIV – начала XV в.
             Как  знать,  сместись  в  середине  XV–
           XVI  в.  в  силу  каких-либо  исторических
           катаклизмов политический центр из Мо-
           сквы куда-либо еще, может быть, эти древ-
           ние  храмы  и  сохранились  бы  до  наших
           дней подобно тому, как их современники
           сохранились  в  Звенигороде,  который  с
           середины  XV  в.  на  столетия  погрузился
           в  историческую  летаргию.  Но  в  Москве,
           ставшей  общерусской  столицей,  эти  хра-
           мы были обречены. Их стерла последую-
           щая урбанизация. Они говорили о Держа-
           ве как о цели. А в середине XV в. Держава
           уже  на  глазах  становилась  реальностью.
           Да и просто, на новом историческом эта-
           пе эти белокаменные творения оказались  19


                                                                                                                  69
   66   67   68   69   70   71   72   73   74   75   76