Page 71 - Зодчий_4_2022 постранично
P. 71
на следие
18 Аполлинарий Васнецов. Кремлевские
соборы при Дмитрии Донском
19 Западный фасад Спасского собора
Андроникова монастыря с восстановленной
фреской Спаса Нерукотворного Образа над
главным входом
элементарно малы. Новое время требова-
ло нового масштаба. И на смену камерным
постройкам Ивана Калиты и Дмитрия
Донского пришли монументальные творе-
ния итальянских мастеров, приглашенных
Иваном III строить новую Москву как им-
перскую столицу. Так архитектура ранней
Москвы (XIV – начала XV в.) и канула в
Лету. И низкий поклон мастерам отече-
ственной реставрации за то, что теперь по
возвращенной ими из небытия архитекту-
ре собора Спаса Нерукотворного Образа
Андроникова монастыря мы можем иметь
18 о ней хоть какое-то представление.
В свете сказанного, замечательные ху-
дожественные фантазии Аполлинария
Васнецова на темы Москвы XIV в., вошед-
шие во все учебники истории, при всей их
поэтичности нельзя считать реалистич-
ными. На них белокаменные кремлев-
ские соборы изображены как сооружения
владимиро-суздальского типа. Тогда как,
скорее всего, они представляли из себя
ярусно-центричные сооружения. Но оче-
видно, что художник, как и все исследова-
тели древнерусского искусства до середи-
ны XX в., знать этого не мог. Ведь отличия
звенигородских и московских храмов про-
являлись в их объемных построениях, при
том, что планы этих сооружений на уровне
цоколей и фундаментов (а только в таком
состоянии до нас дошли отдельные мо-
сковские памятники XIV – начала XV в.)
и там и там оставались идентичными.
И только возвращение из небытия Спас-
ского собора Андроникова монастыря
приоткрыло нам завесу времени над соб-
ственно Московской школой храмострое-
ния XIV – начала XV в.
Как знать, сместись в середине XV–
XVI в. в силу каких-либо исторических
катаклизмов политический центр из Мо-
сквы куда-либо еще, может быть, эти древ-
ние храмы и сохранились бы до наших
дней подобно тому, как их современники
сохранились в Звенигороде, который с
середины XV в. на столетия погрузился
в историческую летаргию. Но в Москве,
ставшей общерусской столицей, эти хра-
мы были обречены. Их стерла последую-
щая урбанизация. Они говорили о Держа-
ве как о цели. А в середине XV в. Держава
уже на глазах становилась реальностью.
Да и просто, на новом историческом эта-
пе эти белокаменные творения оказались 19
69