Page 67 - Зодчий_4_2022 постранично
P. 67

на следие


           ско-псковского мотива, но, плюс к этому,   жевского  монастыря  близ  Звенигорода   Но вот реставрационные работы завер-
           между  верхними  полными  закомарами   и  Троицкий  собор  Троице-Сергиева  мо-  шены, результат у всех на виду, научно-ис-
           трехлопастных  завершений  подкуполь-  настыря.  Архитектурно-художественная   следовательские  и  проектные  материалы
           ного  основания  находились  точно  такие   родственность этих памятников очевидна.   опубликованы. И что? И ничего!..
           же,  но  диагонально  развернутые.  Вместе   Все они, что выглядит вполне логичным,   В  1984  г.  выходит  новое  издание
           все  эти  закомары  образовывали  верхний   продолжают  традиционную  линию  кня-  «Истории  русской  архитектуры»  (авто-
           восьмигранный ярус постамента, уже над   жеского  строительства  крестово-куполь-  ры: В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Уша-
           которым возвышалась глава.          ных четырехстолпных храмов владимиро-  ков),   которое   было   рекомендовано
             Это  открытие  делало  облик  собора   суздальского типа. Для них, как и для всех   Министерством высшего и среднего спе-
           еще  более  непохожим  на  все  известные   дошедших до нас памятников Владимиро-  циального образования СССР в качестве
           памятники  Московской  Руси  начала   Суздальской  Руси,  характерно  наличие   учебника  для  студентов  архитектурных
           XV в., еще более усиливало в нем худо-  цельного,  тяготеющего  к  кубообразности   специальностей.  И  вот  что  в  нем  гово-
           жественное начало вертикализма и ярус-  объема  четверика  с  посводчатым  (поза-  рится  о  Спасском  соборе  Андроникова
           ности, но при этом роднило его с собором   комарным)  завершением,  увенчанного   монастыря  (прошу  прощения  за  столь
           Рождественского  монастыря  в  Москве   одной главой. Пяты всех сводов, перекры-  громоздкую цитату): «В Спасском соборе
           (возле  Трубной  площади)  и  с  собором   вающих  пространство  четверика,  в  этих   заметны тенденции Москвы к собиранию
           Успенского монастыря в Старице. Только   сооружениях  повсеместно  находятся  на   всего  прогрессивного  в  художественном
           эти сооружения были на сто лет моложе   одном уровне.                    наследии удельных княжеств и формиро-
           Спасского  собора,  и,  выходит,  их  архи-  Попутно  в  этой  главе,  как  правило,   ванию общерусской архитектуры. В осно-
           тектурная композиция в начале XVI в. не   вскользь упоминается частично сохранив-  ву его конструктивно-пространственного
           была каким-то ноу-хау, а воспроизводила   шаяся  церковь  Рождества  Богородицы  в   решения  положена  схема  четырехстолп-
           на  момент  их  строительства  уже  весьма   Кремле и ряд других, в той или иной сте-  ного  храма  с  пониженными  угловыми
           древний архетип.                    пени сохранности дошедших до нас объек-  ячейками;  эта  схема  знаменовала  еще  в
             В целом, в результате работы Л.А. Да-  тов той эпохи. Но, строго говоря, сколько-  домонгольский  период  стремление  рус-
           вида и его коллег можно говорить, что с   нибудь полно судить об архитектуре этих   ских  мастеров  отойти  от  византийских
           достоверностью  в  80–90%  облик  Спас-  попутно упоминаемых сооружений более   канонов  и  создать  более  динамичную
           ского собора был возвращен из небытия.   чем  проблематично.  До  1960-х  гг.  этим   эмоциональную  композицию  церкви,
           Единственным  существенным  и  до  кон-  круг раннемосковских памятников и огра-  лучше  отвечающую  эстетическим  пред-
           ца  непроясненным  вопросом  остается   ничивался.                       ставлениям  русских  людей.  Словно  со-
           форма  венчающей  его  главы.  И  тут  Лев   Спасский  собор  Андроникова  мона-  четая  творческие  искания  многих  по-
           Артурович прямо говорил нам, что главу   стыря  в  число  рассматриваемых  искус-  колений  зодчих,  создавших  Пятницкий
           он  с  коллегами  нарисовал,  как  говорят   ствоведами объектов тогда не входил. Он   храм в Чернигове и построивших десятки
           реставраторы,  по  аналогам.  Дискуссии   даже никак не был упомянут в капиталь-  церквей с пониженными угловыми ячей-
           на эту тему продолжаются и по сей день.   ном  академическом  издании  «История   ками в Новгороде и Пскове, с московским
           Но те или иные пропорции главы прин-  русской  архитектуры»  1956  г.,  подготов-  приемом объединения основного объема
           ципиально  сути  не  меняют.  В  конечном   ленном  Академией  архитектуры  СССР.   с  главой  при  помощи  многочисленных
           счете, при отсутствии 100%-х материаль-  И это несмотря на то, что тогда уже была   кокошников, – строители собора Андро-
           ных  и  фактологических  аргументов  это   известна его датировка: 1420-е гг. Видимо,
           уже дело вкуса. И потому более чем спра-  на тот момент академикам нечего было о   11 Звенигород. Успенский собор
           ведливо,  что  именно  на  фоне  этого  воз-  нем сказать. Но уж хоть как-то упомянуть,   на Городке начала XV в.
           вращенного из небытия здания Андреем   как тогда уже было ясно, столь значимый   Состояние в XX в.
           Тарковским  были  сняты  многие  сцены   по возрасту памятник можно было?   12 Пятницкая церковь в Чернигове XII в.
           его великого фильма «Андрей Рублев».
             О  чем  говорит  нам  архитектура  Спас-
           ского  собора  Андроникова  монастыря?
           Чтобы  ответить  на  этот  вопрос,  сначала
           необходимо сопоставить его с известными
           нам  современными  ему  и  более  ранними
           памятниками русского зодчества.
             Пятницкий  храм  в  Чернигове,  псков-
           ско-новгородская традиция и постройки
           Юрия Звенигородского
             В любой «Истории русского искусства»
           или «Истории русской архитектуры» мы
           найдем главу под названием «Архитекту-
           ра  Московского  княжества».  Она  будет
           посвящена раннемосковской архитектуре
           конца XIV – первой трети XV в., и в ней
           в обязательном порядке будут рассмотре-
           ны хорошо сохранившиеся до наших дней
           соборы Успения на Городке в Звенигороде,
           Рождества  Богородицы  Саввино-Сторо-  11                                12


                                                                                                                  65
   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72