Page 5 - Зодчий 2 (87) 2023
P. 5
Слово г лавного редактора
о текущем моменте
агломерации как объекты градостро- сов соучредителей, в состав которых субъекты, муниципальные образования
ительной деятельности, в т.ч. проект- кроме административно-территориаль- в их составе, объекты капитального
ной, в законодательном поле РФ не ных образований могут привлекаться строительства любого вида, комби-
существуют. Агломерации как форма заинтересованные коммерческие струк- нации инженерных, энергетических,
описания скопления разнородных на- туры. транспортных сетей, объекты ланд-
селенных пунктов существуют только Таким образом, регулирование зе- шафтной архитектуры и охраняемых
в научно-географических, экономиче- мельно-имущественных отношений природных и исторических комплек-
ских и социологических исследовани- в пространстве агломерации может осу- сов. Целесообразно также отработать
ях. Попытка выделить агломерации ществляться только нормативно-право- и закрепить в правовом поле определе-
в административно-территориальном выми актами субъектов-участников на ния целевого содержания и состава объ-
делении РФ неизбежно будет противо- основании общего решения специаль- ектов градостроительной деятельности
речить ряду федеральных законов, пре- но образуемого совета агломерации по как пространственных имущественных
жде всего закону об административном каждому отдельному вопросу органи- образований – комплексов, призванных
устройстве государства, Градострои- зации условий жизнедеятельности всей создать надлежащие условия и обеспе-
тельному, Бюджетному и Налоговому или отдельных частей агломерации. В чивать в каждый исторический и вре-
кодексам РФ, а также приведет к дру- этом свете проекты агломераций ничем менной периоды условия устойчивого
гим правовым нарушениям и спрово- не отличаются от схем или частей схем поступательного, экологически допу-
цирует столкновения бюджетных реги- территориального планирования двух стимого социального и экономического
ональных и муниципальных интересов и более субъектов РФ или муниципаль- развития общества.
и, соответственно, полномочий органов ных образований в их составе. Порядок С этих позиций можно установить
публичной власти. подготовки таких документов установ- главное: агломерация – это простран-
Агломерации могут предлагать- лен Градостроительным кодексом РФ ственная форма (система, комплекс)
ся и формироваться в двух случаях: и может нуждаться только в отдельных межсубъектного, межмуниципально-
а) Правительством РФ – для городских частных уточнениях. го договора по реализации общих со-
образований (округов) федерального Неудивительно при этом, что по- циальных имущественных интересов
значения, а также б) государственными пытки Минстроя внести в правовое сторон, обеспечивающих общественно
властями субъектов РФ – для специ- поле РФ новый пришедший с Запада необходимые в данный момент и в пер-
ально создаваемых межмуниципальных из научных трудов объект градострои- спективе условия жизнедеятельности
объединений. Любые агломерации есть тельной деятельности – агломерацию, а общества. В свою очередь, населен-
утвержденный публичными властями в проектную легитимную практику вне- ный пункт городского или сельского
более высокого уровня межсубъект- дряемые из тех же источников новые типов – это выраженное в простран-
ный (межмуниципальный) договор документы – мастер-планы городских стве сознательно организованное или
для совместного решения каких-либо образований – не могут реализовать- стихийно сложившееся скопление
инфраструктурных задач, находящихся ся и не могут обеспечить организацию действующих или руинированных ка-
в интересах и в полномочиях договари- и создание условий устойчивого раз- питальных объектов и ландшафтно
вающихся сторон в целях их совмест- вития населенных пунктов, локальных преобразованных территорий, элемен-
ного финансирования и с организацией и региональных систем расселения тов гидрографической сети, транспорт-
общей управляющей компании. и эффективной пространственной ор- ных и инженерных коммуникаций,
Агломерации не могут в конституци- ганизации производительных сил госу- используемых в настоящее время или
онном поле РФ получить статус право- дарства. ранее для обеспечения условий жизне-
субъектности, налоговые инструменты, Следует иметь в виду, что легитим- деятельности людей, и которые могут
права и обязанности формировать на ными объектами градостроительной представлять историческую, культур-
их базе собственные бюджеты доходов деятельности в РФ и объектами про- ную и экономическую ценность в связи
и расходные обязательства. Бюджеты ектирования являются все виды адми- с возможностью текущего, среднесроч-
агломераций должны формироваться нистративно-территориальных образо- ного и перспективного социально-эко-
исключительно из добровольных взно- ваний: страна в целом, ее региональные номического развития социума.
3